СУБЪЕКТИВНО

Газпром закончил I квартал с рекордным за 6 лет убытком: общая выручка упала на четверть по сравнению с прошлым годом. Итоги полугодия пока не опубликованы, однако эксперты сулят еще больше убытков. Но что нам Гекуба! На фоне рекордных провалов члены правления получили за I кв. тоже рекордное вознаграждение – 585,14 млн. руб. – в 1,7 раза больше, чем в 2019 г.

По данным ЦБ, за апрель– июнь экспорт газа принес России $3,5 млрд – минимум за 18 лет. А в августе, объявил Минфин на прошлой неделе, казна недосчитается 92,5 млрд нефтегазовых рублей. Продажи газа на ключевом европейским рынке упали на 18%, средняя цена – аж на 37%. За 8 лет российский газ в Европе подешевел в 10 раз! Самое странное, что для россиян и газ, и бензин постоянно дорожают! Ну а контрактные цены экспорта в ЕС и КНР ушли ниже точки рентабельности еще в мае: в июне они составляли $94 за тысячу куб. против $105, при которых холдинг мог сработать хотя бы «в ноль». Прогноз экспертов на III кв. не сулит ничего хорошего.

За полгода Газпром съел две трети лимита заимствований на этот год. Однако, по оценке Fitch, в его кармане всё еще зияет дыра в $10 млрд. Это минимум, чтобы оплатить строительство многомиллиардных газопроводов. Залатать дыру компания надеется, опять же залезая в долги. Скорее всего – снова в проклятых долларах. Что делать? Когда прижмёт – деньги не пахнут.

Заглянув в газпромовскую кухню, насмотришься немало чудес. Начну с Европы. Россия упорно пытается проложить оставшиеся 160 км (6%) «Северного потока-2» по дну Балтики. Но в конце 2019 г. США подвели проект под санкции, и 120 западных компаний отказались в нем участвовать. Пришлось из Владивостока, не считая деньги, гнать на стройку единственный морской трубоукладчик «Академик Черский». Дело в том, что на дне Балтики с войны осталось много мин, и только у «Черского» есть динамическая система, удерживающая судно на месте. Внезапно оно сменило владельца – группу Газпром. Видно, выводят из-под санкций. Но «Черский» и баржа «Фортуна» – тоже звено в технологии сварки труб – два месяца стоят в немецком порту Мукран. Хотя министр Новак уверял, будто «Черский» способен закончить стройку, на нем нет оборудования для сварки труб нужного диаметра. Судно собирались модернизировать, но что-то не склеилось. Свежайшая новость: «Фортуна» не будет участвовать в работах: компания, в которой она числится – лишь арендатор, а владелец, видно, не хочет попасть под санкции.

Вот уже и Дания после долгих раздумий разрешила продолжать работу в её водах, но у нас, как водится, Ванька дома – Митьки нет. Ждут пождут судов снабжения, тоже шлепающих с Дальнего Востока (расходы опять же не считают). Суда должны подвозить трубы «Черскому» и «Фортуне», которой уже нет.

Упомяну еще о Третьем энергопакете ЕС. Принятый в феврале 2019 г. он позволяет заполнять газопровод OPAL (продолжение «Северного потока-1» по суше) только наполовину. Выходит, две трубы, когда запустят вторую, будут качать ровно столько газа, сколько сейчас одна. И смысл во второй? Тайна сия велика есть…

Есть все предпосылки, что строительство, тем более никак не организованное, не окупится никогда. Это – переход Европы на зеленую энергетику, о чем расскажу отдельно.

В пику капризной Европе и вообще гнилому Западу наша мудрая власть давно молится на Китай. В конце июня Россия предложила КНР радикально, до 130 млрд куб. м. в год, увеличить закупки газа по «Силе Сибири». Это, на минуточку, в 26 раз больше, чем сейчас (5 млрд кубов) и втрое с гаком – предусмотренных контрактом пика поставок в 38 млрд кубов. Напомню предысторию. «Силу Сибири» Россия навязывала Китаю лет 15. Президент Путин и председатель Си торжественно запустили газопровод в начале декабря 2019 г. «Очень смешно было смотреть, – вспоминает Михаил Крутихин, ведущий эксперт отрасли, – как с самого начала прокладки трубы СМИ писали: каждый год будем отправлять по 38 млрд кубометров газа в Китай. Но по служебным газпромовским документам где-то к 2028 году предполагалось выйти на эту планку».

Сначала нужно было с нуля раскрутить разработку двух месторождений в Иркутской области. Одно запустили нормально, а второе – Чаяндинское – дало недавно сбой, который влетит Газпрому в 1,5 трлн руб.: 50 скважин не дают плановую добычу из-за дефектного бурового раствора. Причем член правления и директор профильного департамента Газпрома долго скрывал брак.

Но газ Чаянды еще и завтра, скорее всего, не понадобится. За январь–май Китай закупил лишь 1,24 млрд кубов из плановых 5 млрд. Китай не слишком охоч до российского газа вообще, хотя он дешевле, чем у конкурентов. Поднебесная предпочитает сжиженный газ: на него пришлось три четверти закупок, и доля СПГ растет. А еще заключенная в январе сделка требует, чтобы Китай покупал в США энергетические товары, в том числе газ. Причем в 2021 г. – вдвое больше нынешних объемов. Но Китай и сам наращивает добычу газа, прежде всего – сланцевого, по запасам которого на 1-м месте в мире. Темпы впечатляют: в прошлом году извлекли 175 млрд кубов, прирастив 15 млрд.

Короче, излишек предложения Китаю сегодня со всех сторон – почти 10 млрд кубов. Забиты все хранилища. Крайней оказалась Россия. Во 2-й половине марта газопровод останавливался. Официально: профилактика. Но даже выйди «Сила Сибири» на проектную мощность, по оценкам ведущего эксперта Михаила Крутихина, трубопровод не окупится: «Еще министр энергетики, – напомнил эксперт, – выступая осенью 2018 года в Мюнхене, сказал: это проект не коммерческий».

Вообще вокруг инвестиций в газопроводы очень много тумана. В 2018 г. Михаил Корчемкин, другой крупный эксперт отрасли, писал «об одной пикантной особенности»: линейная часть «Силы Сибири» стала на треть короче первоначальной, мощность перекачивающих агрегатов на компрессорных станциях сократилась на 7%, но изменение технических параметров никак не отразилось на объеме инвестиций.

Ещё Корчемкин сравнил стоимость «Силы Сибири» и «Южного коридора» (для подачи газа в «Южный поток»). В 2015 г. Газпром информировал, что 1км первой трубы будет стоить 246 млн руб., а второй (без затрат на компрессорную) более 270 млн. Но «Южный коридор» пролегает по степям теплого юга, в основном вдоль железных и автомобильных дорог, а большая часть «Силы Сибири» – по неосвоенным суровым территориям. Школьнику понятно, где работы затратнее. По данным Корчемкина, 1 км «Южного коридора» оказался втрое дороже аналогичного газопровода OPAL, построенного Германией в 2011 г.

И вот на этом фоне в мае глава «нацдостояния» господин Миллер предлагает президенту Путину проектировать «Силу Сибири-2». Аргумент? К середине века спрос на газ в Китае, по одним прогнозам, достигнет 540 млрд кубов, а по другим – 700 млрд. Но собственная добыча поднимется только до 290 млрд. Значит, как минимум 250 млрд Китай будет импортировать. Россия нацелилась поставлять половину. Глава государства поддержал Миллера.

Однако эксперты считают эту затею, мягко говоря, легкомысленной. Во-первых, Китай – партнер коварный. В 2012–2013 годах его старый партнер – Иран – попал под нефтяное эмбарго Евросоюза, и Китай использовал ситуацию, выбив из Тегерана гигантскую, до 25%, скидку к мировой цене нефти, да еще пытался расплачиваться не деньгами, а товарами по бартеру.

Два года назад Крутихин разговаривал с чиновниками в Пекине, которые откровенничали: если военно-политическая обстановка на Тихом океане не позволит нам получать столько газа морем, сколько мы хотим, будем по "Силе Сибири" брать. Другими словами, Китай держит Россию за сырьевой придаток, на всякий случай, на задворках экономики. А значит – и политики. И что, наши властители этого не понимают? Или за поворотом на Восток кроются неведомые народу цели?

Ну а «Сила Сибири-2» некогда имела псевдоним «Алтай». Проект Россия не могла навязать Китаю более 10 лет. «Он пойдет не в промежутке между Монголией и Казахстаном, а якобы через Монголию, – поясняет Крутихин. – Китайцы с самого начала категорически говорили: никакой транзитной Монголии мы не допустим, только напрямую».

Строить «Силу Сибири-2» тоже будут в долг. Помните: «Богат я, казны не считаю…». Но если у некрасовского Деда Мороза «всё не скудеет добро», то здесь история иная. Крутихин подозревает, что смысл нового проекта заключается лишь в том, чтобы «обогатить известных подрядчиков Газпрома, повесив на страну новые обременения – освобождение по налогам или прямые дотации Газпрому, который откровенно идет на банкротство».

Похоже, подозрения экспертов не беспочвенны. Недавно появилась информация, что господа Ротенберги и Тимченко продали свои мощности по строительству газопроводов. «Изначально объявлялось, что будет покупать сам Газпром с Газпромбанком, – говорит Сергей Алексашенко, известный экономист, бывший 1-й зампредседателя правления ЦБ. – Но вдруг выяснилось, что за покупкой стоит некая гражданка Сафронова, которая, судя по реестрам, учредила до этого десяток компаний, из которых девять уже находились в состоянии банкротства… Абсолютно отмывочная ситуация… Сафронова откуда-то взяла 75 миллиардов, чтобы расплатиться с Ротенбергами…». Вдосталь мороки и с южным направлением. В конце июля на две недели остановился «Турецкий поток». В мае, вроде бы по инициативе Газпрома (ремонт!), тоже на две недели тормознулся «Голубой поток». На самом деле наш газ не очень нужен и Турции: она, как и Китай, предпочитает сжиженный, который в несколько раз дешевле российского.

«Турецкий поток» уложен на обломках «Южного потока». Замысливался он из 4-х ниток: одна – в Турцию, а три – в Европу, опять же в обход Украины. Миллиарды вбухали в коридор с Ямала до Черного моря, часть труб уже лежала на болгарском берегу. Но вдруг отказалась Италия, заупрямилась София: Россия, оказывается, просто отмахнулась от попытки получить разрешение Еврокомиссии.

Сегодня из пункта приема второй нитки на турецко-болгарской границе газ сначала направляют в Болгарию, а потом около половины объема обратным ходом – в Турцию. Понятно, что такой цирк накладен. Общая стоимость проекта, посчитал Алекс Фэк, аналитик Сбербанк CIB, $20 млрд. «Турецкий поток» не окупится за 50 лет и принесет Газпрому $13 млрд убытка. Михаил Крутихин более категоричен: и этот проект не окупится никогда.

Если сегодня нефтегазовая рента плачет горючими слезами, то что достанется нам к середине века? Об этом в следующий раз.

Игорь ОГНЕВ /фото из открытых источников/