СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

РОССИЯ ВЫХОДИТ ИЗ СОГЛАШЕНИЯ О ДВОЙНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ С КИПРОМ

В понедельник Министерство финансов РФ реализовало мартовское требование Владимира Путина о выходе из соглашений с низконалоговыми юрисдикциями в случае непринятия ими российских условий, официально сообщив о подготовке к денонсации договора во избежание двойного налогообложения с Кипром.

Российскому бизнесу, многие годы работающему с офшорами через Кипр, грозит резкий рост налоговой нагрузки – налоги придется платить в обеих странах. Это значит, что вывод денег в этом направлении станет невыгодным.

Дело в том, что соглашение с Кипром во избежание двойного налогообложения (СИДН) позволяло российским компаниям и физическим лицам выводить деньги в офшоры. На сегодняшний день две трети этих средств, по сути, доходы конкретных физических лиц.

В результате схем так называемой оптимизации эти деньги облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%.

По данным источников НТВ, в прошлом году только три крупные российские компании вывели на Кипр почти полтриллиона рублей. При этом на Родине они заплатили налоги на прибыль в разы меньше. А эти налоги составляют основу муниципальных и региональных бюджетов.

Такова ситуация в общих чертах.

Идею отменить льготные налоговые ставки «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета», и пустить дополнительный доход на помощь нуждающимся россиянам предложил 25 марта Владимир Путин.

Во избежание двойного налогообложения президент поручил скорректировать соглашения, которые заключены у России с восемью десятками стран, с тем чтобы ставка налога на дивиденды, выводимые на зарубежные счета, была поднята до 15%.

Глава государства предупредил: с партнерами, которые не примут предложения России, соглашения будут расторгнуты в одностороннем порядке. Кипр – одно из наиболее привлекательных мест для вывода денег и ухода от налогов. «Ставку при выплате дивидендов кипрским резидентам можно снизить до 5%, а на проценты по займам вообще обнулить», − пояснил Путин.

Поэтому первым делом уведомление о внесении изменений в налоговое соглашение ушло именно в Никосию в апреле. Подобные документы из Москвы получили также Люксембург и Мальта. Все это время с властями Кипра шли переговоры.

Третьего августа в Минфине официально объявили, что переговоры провалены: партнеры выдвинули предложения, которые будут только способствовать безналоговому выводу из России значительных финансовых ресурсов. Поэтому Москва договор разрывает, процесс начинается с 3 августа.

− В июне − июле мы вели переговоры с кипрскими коллегами касательно пересмотра соглашения во избежание двойного налогообложения между Россией и Кипром, с тем чтобы уже с 1 января следующего года большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр стало бы облагаться налогом у источника по ставке 15%. К сожалению, надо признать, переговоры не дали результата. Поэтому сегодня (3 августа) мы запускаем процесс по денонсации соглашения во избежание двойного налогообложения между Россией и Кипром, − рассказывает с телеэкрана заместитель министра финансов Алексей
Сазанов.

Ролик с пояснениями замминистра крутили по всем отечественным каналам.

А теперь погрузимся в историю.

В 1998 году было подписано соглашение между Правительствами России и Кипра во избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Это могло казаться незначительной мелочью – гигантская Россия, пусть и находящаяся в крайнем упадке, и крошечный Кипр.

Однако в политике и экономике абсолютные размеры относительны, замечает на платформе Яндекс-Дзен Адвокатское бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры». Роль играют иные факторы. После 1991 года ранее мало кому известный греческий Кипр, ассоциирующийся преимущественно с оккупацией его части Турцией, стал самой привлекательной для российского бизнеса офшорной гаванью, куда потекли миллиарды российских денег. Кипр становится наиболее популярной у российского бизнеса низконалоговой юрисдикцией, через которую капитал переводится в офшоры и обратно в Россию.

По данным ЦБ, за 2019 год Россия вложила в кипрские компании $14,5 млрд, а получила $8,1 млрд прямых инвестиций.

Соглашение с Кипром позволяло уменьшить налоги с выплачиваемых за границу дивидендов и процентов по займам.

Работавшие десятилетиями схемы перестали устраивать российские власти. Президент Владимир Путин потребовал с 2021 г. повысить ставки в налоговых соглашениях до 15% или расторгнуть их.

Российские власти еще в начале апреля направили властям Кипра письмо с предложением повысить налоговые ставки на выплату дивидендов и процентов в соглашении во избежание двойного налогообложения.

Это произошло после того, как президент Владимир Путин в своем обращении поручил «предусмотреть ставку налога на дивиденды в 15%» для тех, кто «выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета», напоминает «Взгляд».

Согласно действующему законодательству ставка налога на дивиденды в пользу иностранных организаций составляет 15%. Однако де-факто налог может быть уплачен по более низкой ставке, если это предусмотрено СИДН между Россией и той страной, где зарегистрирован получатель дивидендов.

При этом такой возможностью пользуются не только мультинациональные компании, ведущие реальную деятельность, но и компании в иностранных юрисдикциях, специально зарегистрированные российскими собственниками для налоговой оптимизации. По соглашению между Россией и Кипром снизить налоговую ставку по дивидендам можно до 5%.

По словам одного из консультантов, Кипр предложил сохранить ставки, ужесточив контроль за иностранными структурами российского бизнеса, чтобы технические прослойки не могли экономить на налогах.

В начале апреля премьерминистр России Михаил Мишустин сообщил, что реализацию поручения по налогообложению дивидендов, которые выводятся на зарубежные счета, начнут именно с Кипра.

Источник в кипрском правительстве ранее сообщил ТАСС, что во время состоявшегося 2 июля второго раунда переговоров между финансовыми ведомствами двух стран о согласовании нового варианта налогового соглашения представители Кипра потребовали внести в документ ряд исключений. В том числе они настаивали на необходимости «освободить от повышенного налогообложения государственные компании, те предприятия, ценные бумаги которых котируются на бирже, а также юридических лиц, надзор за деятельностью которых ведут инвестиционные группы». Однако, по утверждению собеседника, «российская сторона посчитала, что предложенный круг компаний слишком широк».

«Существующее налоговое соглашение с Кипром предусматривает очень привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов можно снизить до 5% или 10%, а на проценты по займам – до 0%. Это более чем в два раза меньше, чем соответствующая ставка в России (13–15%). Минфин предложил коллегам на
Кипре поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако переговоры не увенчались успехом: партнеры пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями», – говорится в официальном сообщении.

Принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона сформулировала варианты компромиссного решения этого вопроса и предложила оперативно в течение этой недели провести очные переговоры на Кипре, с тем чтобы выйти на решение, но получила отказ, сообщает Минфин России.

Выполняя поручение президента, ведомство было вынуждено начать процедуру по внесению в Госдуму федерального закона о денонсации. Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.

После принятия документа отечественный бизнес столкнется с ростом налоговых издержек: помимо увеличения ставки налога на выплату дивидендов, придется платить налог с процентов по займам по ставке 20%, налог с роялти по ставке 20%, причем не только в России, но и на Кипре (там ставка по этим налогам 12,5%).

Возможно также и то, что Кипр попадет в «черный список» офшоров Минфина России и перестанет делиться с российской стороной налоговой информацией, предполагает директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Александр Токарев.

Россиянам, которые перевели деньги кипрским брокерским компаниям, при получении дохода платить налог с него не придется. Но могут пострадать налоговые резиденты России, которые получают зарплату на Кипре или владеют там недвижимостью – при ее продаже придется заплатить налог в обеих странах.

У бизнеса остается не так много вариантов – искать альтернативные юрисдикции, например, Нидерланды или Швейцарию, переводить иностранные структуры в Россию, в том числе в специальные административные районы (аналог офшоров).

Есть тут, правда, еще один, очень важный момент: отечественный бизнес работает через Кипр не только потому, что там низкие налоги, но есть и внятная деловая среда, где действует английское право. Правда, и это право стало давать сбои, и деловую среду в России нужно как-то менять. Но это уже отдельная тема.

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН /рис./