ПРЕСС-ОБЗОР 

ДВА СОСЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯ БУДУТ РАБОТАТЬ В РАЗНЫХ РЕЖИМАХ 

В понедельник в здании Корпоративного университета Сбербанка состоялись парламентские слушания подготовленного Минфином законопроекта о поощрении капиталовложений и инвестиций.

По прикидкам Минфина, это поможет привлечь в экономику РФ инвестиционные проекты на сумму не менее 30 трлн рублей. Ежегодно будет заключаться 100–150 соглашений на сумму 7–10 трлн рублей, рассказывал накануне замглавы Минфина Андрей Иванов. 

ЗАКОНОПРОЕКТ ДОРАСТЁТ ДО ИНВЕСТИЦИОННОГО КОДЕКСА 

Парламентские слушания открыл глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев (ЛДПР). Он предоставил слово спикеру Госдумы Вячеславу Володину, и тот сразу же заявил, что обсуждаемый законопроект о поощрении капиталовложений и инвестиций станет инвестиционным кодексом РФ. 

По словам Володина, действующие сегодня нормы не способны обеспечить рост инвестиций и достичь показателей экономического роста, о которых говорил президент. Даже с учётом запланированных к 2024 году бюджетных вливаний в объёме 13 триллионов рублей, отечественная экономика не станет прибавлять по три 3% в год. Условие можно выполнить, если привлечь частные капиталы с масштабами, трёхкратно превышающими госинвестиции. 

Но пока их значительно меньше. Нынешняя доля капвложений в ВВП страны составляет всего 21,1 процента, что в 1,5–2 раза ниже показателя стран, находящихся в активной стадии развития (Китай – 44,8 процента, Индонезия – 33,9 процента, Индия – 31 процент в 2015–2017 годах). 

При этом скорректированные Минэкономразвития темпы экономического роста в 2019 году должны составить 1,3 процента, что почти в два раза ниже предполагаемых ранее. Да и они вряд ли будут достигнуты: Центробанк и Счётная палата в своих прогнозах единодушно сходятся на том, что показатель составит 1%, отмечает «Парламентская газета». 

Главная проблема, связанная с инвестициями, – опасение бизнеса по поводу сохранности своих средств. 

Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов сообщает, что подготовленный его ведомством законопроект направлен на увеличение инвестиций и, как следствие, экономический рост, дабы «РФ вошла в пятерку стран с наивысшими темпами роста». 

–У бизнеса и предпринимателей в РФ есть риски в регуляторной среде, – признает Силуанов. – 30 трлн рублей лежат на счетах компаний и не работают на экономику. 

ДВА РЕЖИМА ИНВЕСТИЦИЙ 

Антон Силуанов поясняет, что обсуждаемый законопроект вводит два режима инвестиций: общий и проектный. Общий инвестиционный режим вводит отсрочки по налогу на прибыль, земельному и имущественному налогам – изменения ставок этих налогов будут вступать в силу для участников режима спустя 3 года. Такой режим не содержит требований по объёмам собственных инвестиций «ввиду невозможности администрирования всех организаций, реализующих проекты на территории России». 

Проектный режим предполагает соглашения между государством и бизнесом. Это будет своего рода публичная оферта – государство не сможет отказать в их заключении. Отсрочка по налогам для участников проектного режима составит от 6 до 10 лет, а по нормам лицензирования и прочим условиям – 3 года. 

В рамках проектного режима государство берет на себя ответственность за неизменность условий ведения бизнеса в течение всего срока действия соглашения. Причем чем выше размер инвестиций, тем дольше срок действия соглашений. 

– Мы говорим о вложении собственных средств от 1,5 млрд рублей при проекте до 7 млрд рублей в области промышленности, цифровой экономики и других сферах. Есть также предложения по другим секторам – проекты стоимостью до 5 млрд рублей, а также наиболее крупные проекты – от 10 млрд рублей, – уточнил Силуанов. 

Участникам в крупном инвестиционном проекте продуманы дополнительные льготы – например, стабилизация ставки по неналоговым платежам или ставки таможенных пошлин. Затраты, которые бизнес направляет на создание инфраструктуры, будут возвращены ему за счет налоговых платежей. 

Субъекты РФ также могут заключать соглашения по защите и поощрении инвестиций – это позволит среднему бизнесу участвовать в процессе и привлекать и их инвестиции, говорит Силуанов. 

ПОСЛЕДОВАЛИ ВОПРОСЫ 

Глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин (КПРФ) спрашивает, какая поддержка в законопроекте есть для проектов в области сельского хозяйства. 

–Так как проекты по сельхозу чаще всего будут проходить в регионах, соответствующие соглашения можно заключать через региональные соглашения, – отвечает глава Минфина. 

Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков («Справедливая Россия») уточняет возможность участия в инвестиционных проектах финансового сектора, например, вложения со стороны банков. 

– В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении можно было бы обсудить регуляторику вопроса с Центробанком, – поясняет Силуанов. 

Первый замглавы фракции КПРФ в Госдуме Николай Коломейцев интересуется у Силуанова, насколько актуальны полномочия ЦБ по обеспечению экономического роста в стране. 

– Это не относится к законопроекту, но мы раньше обсуждали эту тему. Конечно, косвенно ЦБ отвечает за экономику через размер ключевой ставки, но прописывать в законе о ЦБ то, что это орган, который отвечает за экономическое развитие, я бы не стал – такого опыта в других странах нет, – говорит глава Минфина. – Мы должны стремиться к тому, – неожиданно продолжает он, – чтобы давление правоохранительных органов на бизнес снижалось. Правоохранительные органы должны быть партнерами инвесторов и должны подсказывать им, как себя вести (поминутную трансляцию обсуждения ведет ИА REGNUM). 

Лидер «Опоры России» Александр Калинин предложил Силуанову уточнить в законопроекте, что к участию в особо крупных инвестиционных проектах можно было бы привлекать представителей малого и среднего бизнеса в качестве подрядчиков. «Возможно, какие-то льготы для крупного бизнеса, который привлекает МСП». 

– Давайте продумаем такую возможность. Мы хотим, чтобы весь бизнес «от мала до велика» участвовал во вложении инвестиций в экономику России, – Антон Силуанов завершает выступление и ответы на вопросы. 

Слово предоставляется главе Сбербанка Герману Грефу, тот выступает эмоционально. 

РЕЧЬ ВРОДЕ БЫ ЗА ЗДРАВИЕ, ХОТЯ И ЗА УПОКОЙ 

«Нужны экстраординарные меры, чтобы привлечь инвестиции в экономику РФ. Для нас критически важными являются иностранные инвестиции, потому что вместе с ними приходят технологии, а для нас это принципиально важно». 

«Принятие двух налоговых маневров в нефтяной отрасли – это недопустимая вещь, которая вызвала коллапс в инвестициях», – напоминает Греф одно из «героических» достижений Минфина. 

По словам Германа Грефа, законопроект нуждается в серьезной юридическо-технической правке, и он конкретно проговаривает – какой. Но главное не в этом: 

– Там (в законопроекте) написано, что некое должностное лицо от имени субъекта РФ, от имени Российской Федерации будет подписывать все эти соглашения. Мне, честно сказать, жаль это должностное лицо, которое должно эти все соглашения подписывать, и, соответственно, сразу же у бизнесменов возникает вопрос: какой механизм подхода к этому лицу, потому что, это понятно, будет проходить через целую цепочку согласований и так далее. 

По словам главы Сбербанка, «инвестиционное соглашение стоит подписывать только ради того, чтобы документально зафиксировать «дедушкину оговорку». «Наверняка все эти инвестиционные проекты будут финансировать банки, а именно госбанки. Нужно продумать упрощенный механизм, чтобы избежать лишней бюрократии». 

Вячеслав Володин обещает учесть замечания Германа Грефа. 

Однако в законопроекте есть еще одна серьезная проблема. 

ДВА СОСЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯ БУДУТ РАБОТАТЬ В РАЗНЫХ РЕЖИМАХ 

Власти надеются заманить крупных инвесторов, обещая каждому из них индивидуальные правовые, налоговые и тарифные спецрежимы. В результате соседние предприятия будут работать с разными налоговыми льготами и разными обещаниями неизменности налоговых и юридических условий, отмечает «Независимая газета». 

То есть, если ты убежал в 1990-х с деньгами на Кипр, откуда финансируешь проекты, – молодец. А если остался в России, удержал предприятие и финансируешь его развитие за счет оборотных средств (по-другому не получится, рентабельность не покроет банковский кредит) – ты ничего не получишь. 

Такие вот дела. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./