Не секрет, что педагог работает на перспективу. Для него грядущие успехи учеников остаются прогнозом, которому предстоит либо сбыться, либо нет. А для учителя труда (сейчас этот предмет называют технологией) будущего времени не существует. Плоды его обучения проявляются немедленно. Сейчас и здесь.

Мы в кабинете технологии Тюнёвской школы (одна из деревенек Нижнетавдинского района). Хотя классом эту картинную галерею трудно назвать. Стены увешаны плодами детской фантазии. Вышитые пейзажи… Персонажи сказок… Картины… Шумная ватага умчалась на переменку и затеяла шумную возню за дверями.

Евгения Михайловна Игнатьева бережно расправляет в ладонях теплый, пушистый свитер.

– Это Владик Драчук связал.

– Мастерски сработано, – признаёт ваш корреспондент.

– Он на Олимпиадах по технологии всегда призовые места занимал. И   учиться поступил в технологический колледж. Будет дизайнером по пошиву одежды… Аня Трофименко тоже всегда побеждала в районных и областных конкурсах. Сейчас на архитектора учится.

– Да ваши питомцы и сейчас не пропадут – без куска хлеба не останутся, – искренне восхищается ваш корреспондент, разглядывая ребячьи шедевры. – Как это всё-таки здорово сызмальства что-то уметь делать по-взрослому! Скажите, каждый ли сможет стать художником?

– Каждый, – убежденно отвечает педагог. – Если в нем разбудить стремление.

– А как разбудить это самое стремление? – выпытываю главную педагогическую тайну у наставника, который без малого уж два десятка лет отдал детям.

– Чтобы человек раскрылся, нужно чаще хвалить его, – убеждена Игнатьева (неудов она принципиально не признаёт. Только 4 и 5).

– Разве что на лентяя разозлишься, – признаётся Евгения Михайловна. – Тогда уж тройку влепишь. Но это редко. Больше стараешься внушить ребенку, что ему всё по силам, что он всё может. Переживаешь за него, как за своего. Хочется, чтобы он добился в жизни чего-то. Иногда и душою покривить не грех. «Красиво у тебя получилось!» Чуточку потерпишь – и наступает момент, когда   действительно красиво… Посмотрите на этих лебедей, вышитых золотом на алом шёлке. Это Даша Мелехова постаралась. Девочки любят рисование – многие хотят учиться на дизайнеров.

–Трудно нынче с детьми?

– Нелегко. Но сейчас им в жизни еще труднее. Хорошо, если родители состоятельные. А если нет? И тогда нужно учителю сделать всё, чтобы ребенок состоялся в жизни…

– Как вы относитесь к нынешним преобразованиям в школе?

– Как в песне, «Я вам не скажу за всю Одессу», но как учитель черчения, скажу, что напрасно «обидели» этот предмет и оставили лишь те несчастные 14 часов элективного курса. Разве можно за это время чему-то научить? Нецелесообразно! Как потом ребятам учиться на сварщиков или инженеров? Я уж не говорю о конструкторах, кому без чертежей, как без рук… «Искусство», конечно, предмет нужный, спору нет – вот только попробуйте его преподать без программы и книг…