ТЕБЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬ! 

Кажется, ещё вчера кипели страсти по капремонту с его идеей ежемесячных взносов и накопления на счетах. Что это – очередной эксперимент, оплаченный из кармана собственников? Или найдена, наконец, оптимальная модель восстановления многоквартирных домов, поизносившихся за время эксплуатации?

Прошло немного времени с тех пор, как в 2014 году в Тюменской области была принята региональная программа капитального ремонта общего имущества домов, рассчитанная на 30 лет. Жаркие споры, конечно, не утихли, но поменялись ориентиры. Теперь жильцы сражаются за то, чтобы ремонт был качественным, а средства, на него отпущенные, расходовались с умом. Оно и понятно – отдаём свои, кровные. Да и неудобства терпеть нет мочи: стук, грохот даже поздним вечером, грязь в подъезде, перебои с водой, не работают радио и кабельное телевидение из-за демонтажа проводов на крыше… 

Замедляют и осложняют ход работ, как ни странно, сами собственники. Некоторые из них, несмотря на обилие информации о сроках капремонта, не пускают подрядчиков в квартиру для выполнения технических работ. Причины разные. Например, пожилые люди опасаются чужих. Но есть те, кто просто тешит своё эго: «Не хочу впускать и всё!» 

Такая ситуация сложилась в одном из подъездов дома № 39 по ул. Одесской. По краткосрочному плану капремонта с апреля 2021 года здесь меняли систему водоснабжения и водоотведения. Дом был построен в 1962 году, и конструкции общего имущества давно требовали замены. Да и подрядчик – ООО «АССтрой72» – внушал доверие. Поэтому грядущие перемены жильцы только приветствовали. Но не все… 

«Моя соседка из квартиры №33, проживающая этажом выше, не пустила мастеров даже на порог, отказавшись от всех работ. Почему – не объяснила. Как позже выяснилось, она сделала дорогой ремонт и не желала его портить. Кому хочется отбивать красивую плитку, закрывающую трубу! Поэтому общий стояк в подъезде не поменяли. Канализация работает плохо. Воду из ванны после мытья мне приходится вычерпывать миской, – негодует Р.Б. Дорожукова. – Мало того что я, беспомощная женщина, которой уже за 80, испытываю бытовые неудобства, так вдобавок всю вину за случившееся переложили на меня. Будто это я не обеспечила доступ в квартиру. И даже Технадзор повелся на откровенную ложь, отразив этот факт в акте». 

Куда только не обращалась Раиса Борисовна: в Фонд капитального ремонта Тюменской области, к подрядчику, в УК «Жилсервисуют», которая смилостивилась и установила в её ванной комнате (кв. 29) полотенцесушитель, писала в прокуратуру… Глухая стена. Одно твердят: вы сами виноваты и теперь решайте проблему за счет собственных средств. Вот тебе и на! А как же деньги, которые жильцы исправно платят за капремонт? 

Не будем сейчас искать крайнего: проводить очную ставку, опрашивать свидетелей. Задумаемся, как помочь и восстановить попранные права потребителей. 

Можно, конечно, обратиться в суд. Но чтобы одолеть его крутые правовые виражи, нужно иметь крепкое здоровье. Нанять хорошего адвоката, представляющего их интересы, пожилым людям не по карману. Как показывает практика аналогичных дел, лучше не доводить ситуацию до суда, а найти компромиссный вариант. Удивляет, почему этого не сделали раньше, ведь капремонт тянулся почти полгода. Даже не установили несговорчивую квартиру. 

Нам всем пора понять, что часть мероприятий, входящих в капитальный ремонт, можно сделать только в случае доступа во все квартиры подъезда, например, при замене труб с водой. В противном случае, несогласному придётся взять на себя возможный будущий ремонт у соседей. Вот и думай, стоит ли отказываться от проведения капитальных работ внутри квартиры. 

Ольга РАДУТНАЯ