ТЕБЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬ!

Пандемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан во всем мире. Изменились наше поведение и структура потребления. Ещё вчера мы приветствовали «чёрную пятницу», не жалели денег на окраску волос и маникюр, баловали себя времяпрепровождением в барах и кафе. А сегодня часть товаров и услуг стала невостребованной, бизнес несет убытки.

Банкротство продавцов и исполнителей услуг, перенос сроков исполнения заказов или возврата денег при отказе от товаров, невозможность взыскания неустойки или убытков в связи с форс-мажорным обстоятельством – вот далеко не полный перечень негативных последствий Covid-19. Однако Закон «О защите прав потребителей» никто не отменял.

ТУРИЗМ

Одна из самых сложных ситуаций наблюдается в сфере туризма и авиаперевозок. Отрасль столкнулась с беспрецедентным по своему размаху падением трафика (по некоторым оценкам более чем на 90%).

В связи с большим количеством обращений пострадавших туристов Роспотребнадзором была разработана и размещена на информационном ресурсе для потребителей памятка, которая содержит детальный разбор всех возможных ситуаций, связанных с отказом от путешествия, от самостоятельно забронированного перелета, бронирования гостиницы на сайтах и т.п.

Тем, кто по 31 марта 2020 года частично или полностью оплатил российские или зарубежные поездки на 2020 или 2021 год, туроператор должен обеспечить предоставление равнозначной услуги. Программа пребывания, маршрут и условия путешествия, проживание и питание должны соответствовать оплаченному договору.

Уведомление о переносе поездки направляется турагенту (или напрямую туристу) в течение 60 календарных дней с момента вступления в силу постановления (т.е. с 24 июля 2020 г.). После получения уведомления турагент обязан направить его туристу в течение одного рабочего дня.

Сроки переноса поездки определяются по соглашению сторон, однако услуга должна быть оказана не позднее 31 декабря 2021 года.

Случается, что на новые даты стоимость тура увеличивается. Тем не менее потребитель не должен доплачивать разницу. То же самое касается ситуаций, если договор был оплачен частично.

Для инвалидов, безработных, граждан старше 65 лет, а также для тех, кто в период действия постановления окажется временно нетрудоспособным более двух месяцев подряд, действуют особые условия. Им туроператор обязан вернуть денежные средства в течение 90 дней с момента подачи заявления.

Постановлением также предусмотрено, что при возврате средств туроператор должен уплатить проценты (в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ РФ) на сумму неиспользованного тура за каждый календарный день – с момента подачи заявления о расторжении договора до дня возврата денег.

ПОКУПКА ЛЕКАРСТВ

В период борьбы с коронавирусом произошли существенные изменения, касающиеся покупки лекарств онлайн. Ранее такая продажа была запрещена. Поправки к Закону от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» устанавливают возможность дистанционной продажи безрецептурных лекарств и, таким образом, направлены на разрешение деятельности интернет-аптек с минимальными ограничениями.

Нельзя продавать через Интернет наркопрепараты и психотропы, а также спиртосодержащие средства с объемной долей этанола свыше 25% (например, зеленку, настойки валерианы, прополиса или эхинацеи, корвалол, валокордин, спиртовой раствор салициловой кислоты и подобные).

Торговать медикаментами в розницу могут аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение Росздравнадзора.

Рецептурные средства являются исключением, однако в условиях чрезвычайной ситуации и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, правительство вправе установить временный порядок дистанционной торговли некоторыми из них.

Что делать, если лекарственный препарат в аптеке оказался некачественным?

Лекарства могут быть возвращены потребителем в аптеку только в том случае, если они ненадлежащего качества или их продажа сопровождалась распространением ненадлежащей информации (недостоверная реклама или ошибка в описании товара на сайте продавца).

Некачественным является препарат, который не соответствует показателям качества, установленным нормативной документацией. В большинстве случаев потребитель не может самостоятельно определить, является ли "снадобье" качественным или нет. Исследования на соответствие требованиям нормативной документации проводятся экспертными организациями, аккредитованными в области контроля качества лекарственных средств.

ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ

Вынужденная самоизоляция стимулировала онлайн-продажу товаров повседневного спроса. В этой связи Роспотребнадзор напоминает правила безопасных онлайн-покупок.

Совет № 1. Если вы видите предложение об оплате и доставке товара наложенным платежом, следует помнить, что содержание посылки вам покажут на почте только после оплаты. Будьте настороже вдвойне, если посылку отправляет физическое лицо.

Совет № 2. Удостоверьтесь, имеется ли на интересующем вас сайте информация о реквизитах продавца: наименование, адрес, режим работы, ОГРН/ОГРИП.

Будьте бдительны, если страница сайта привлекает «самыми низкими» ценами, а оплата товаров возможна только одним способом – безналичным расчетом.

Совет № 3. Не переводите деньги за покупку на банковскую карту некоего физического лица. Поинтересуйтесь, придет ли вам на почту электронный чек, в котором должен быть указан адрес сайта продавца.

Совет № 4. Совершая покупки через Интернет, вы вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней.

ОНЛАЙН-ПЕРЕВОДЫ

В связи с резким ростом числа безналичных платежей и онлайноплаты покупок в условиях распространения COVID-19 на портале «вашифинансы.рф», работа которого поддерживается Роспотребнадзором и Минфином России, регулярно размещается полезная информация, в том числе как обезопасить себя при совершении таких платежей.

Не стоит, например, доверять неизвестным интернет-магазинам. Если вам попался такой, в котором цены заметно ниже, не спешите радоваться. Магазин может быть «однодневкой». Перед тем как воспользоваться его услугами, лучше проверить отзывы. Их отсутствие – плохой знак.

Подключите функцию СМСуведомления об операциях по карте. При оплате товаров в Интернете пользуйтесь платежными системами с двойной авторизацией, которые присылают сообщение с индивидуальным кодом для каждой покупки.

Оформите отдельную карту для онлайн-оплаты. Лучше, если она будет виртуальной, то есть существующей только в цифровом виде. Такую карту привязывают к счету основной карты, но у нее другие данные. На нее целесообразно переводить сумму, нужную для оплаты конкретной покупки. Даже если мошенники получат данные карты, забрать с нее деньги они не смогут.

Не реагируйте на сообщения о неожиданных выигрышах, участии в лотереях или возможности получения призов. В этом случае нельзя переходить по ссылкам и вводить данные карты.

Совершайте покупки на сайтах, на которых действуют протоколы безопасности. В адресной строке таких сайтов можно увидеть зеленый замочек.

Не рекомендуется оплачивать покупки, когда устройство подключено в общедоступной сети Wi-Fi: они недостаточно хорошо защищены, поэтому мошенники могут перехватить данные карты.

Обращайте внимание, какие данные запрашивает интернетмагазин. Обычно, чтобы совершить платеж, требуется указать номер карты, срок ее действия, CVV-код, иногда – имя и фамилию владельца. Если запрашивают какую-то дополнительную информацию, то лучше отказаться от покупки.

Если все-таки мошенники нашли способ похитить ваши деньги с карты, и вы успели это оперативно обнаружить, сразу обращайтесь в банк, который выпустил карту. Возможно, сотрудники банка успеют отменить операцию и вернуть деньги.

ПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КОНТЕНТ

Находясь в самоизоляции, 76% опрошенных потребителей изменили привычки, связанные с хобби и потреблением контента. Каждый пятый (21%) начал чаще читать онлайн-книги. Чуть меньше опрошенных (20%) стали чаще проводить время в социальных сетях, 18% – просматривать видео, 12% – слушать музыку и радио.

Обязательно отслеживайте свои подписки, не забывайте отключаться от невостребованных сервисов. Помните, что платная подписка будет списываться даже в том случае, если вы не пользуетесь сервисом или забыли о нем. Делайте выбор в пользу тех сервисов, которые предупреждают заранее о ежемесячном списании денег с банковской карты.

Роспотребнадзор совместно с экспертами и партнерами проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» обращает внимание на основные виды мошенничества, связанные с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений передвижения.

Нечистые на руку люди могут предлагать купить очиститель воздуха, удаляющий возбудителя вируса, лекарства, якобы помогающие от коронавируса, маски «от надёжных производителей». Стоимость может быть сильно завышена, хотя эффективность таких средств не доказана. После получения обязательной предоплаты товар, как правило, не поставляется.

К вам могут поступать звонки с информацией о контакте с подтвержденным носителем вируса и о том, что придут специалисты для проведения платного анализа; фишинговые рассылки (просят пройти по ссылке и т.п. с целью кражи данных карты), например, о том, как в квартире избавиться от возбудителя вируса с помощью фена. Мошенники будут предлагать провести на дому бесплатное тестирование или вакцинацию от коронавируса. Как правило, цель такого визита – квартирная кража.

Была волна рассылок фейковых СМС-сообщений о том, что вам выписан штраф за нарушение карантина или самоизоляции. Часто в таких случаях просили оплатить его сразу – по номеру телефона или карты, угрожая возбуждением уголовного дела.

Среди уловок в Интернете – вирусные интернет-сайты, распространяющие вредоносное программное обеспечение, для кражи личных сведений или сведений банковской карты. Часто такие сайты могут маскироваться под официальные порталы реальных организаций, например, ВОЗ или Минздрава.

Обещания помощи с пособиями или долгами: злоумышленники часто запрашивают конфиденциальные личные данные, чтобы помочь в оформлении пособий и компенсаций ущерба от вируса. Не покупайтесь на это.

А фейковые предложения о трудоустройстве под прикрытием корпоративных рассылок? Такие сообщения могут иметь вид приглашения принять участие в Zoom-конференции. Таким образом мошенники заставляют перейти по небезопасным ссылкам. Нередко предлагают «выгодную удаленную работу». Правда, для того чтобы к ней приступить, необходимо предварительно купить методические материалы.

Анна КРУЧ /по материалам сайта Роспотребнадзора/

Евгений КРАН /рис./