ВОСПИТАНИЕ 

ДЕТСТВО – ЭТО НЕ ВСЕГДА ВЕСЁЛЫЙ И РАДУЖНЫЙ МИР 

«Когда у тебя появляются дети, то все остальные ребятишки для тебя тоже становятся чуточку твоими, ты проникаешься их переживаниями, чувствами. И мне хочется, чтобы проблема буллинга была озвучена, чтобы о ней говорили, активнее решали ее с участием специалистов, психологов и педагогов. Ее не должны решать только родители», – рассказала тюменский художник и дизайнер Мария Голянская на открытии своей выставки «Недетские отношения». 

Александра Жернова, куратор выставочного пространства «Конторы пароходства», подчеркнула: 

– Проблема психологического давления в отношениях между детьми остается важной, но недооцененной. Мы решили не оставаться в стороне и поднять эту тему с помощью визуального искусства. Ведь ребенок в нашем мире наиболее уязвим перед обществом. А фактор влияния окружения – один из главных в формировании личности. 

С помощью интерактивных произведений посетители выставки могли погрузиться в школьную среду, где складываются девиантные отношения, узнать, что такое буллинг и моббинг. 

При помощи анимированных иллюстраций и аудиосопровождения автор воссоздала три ситуации травли ребенка: «Ты не такой!»; «Будь, как мы!»; «Мне все равно!». На одном из экранов изображена жертва – девочка, которую психологически атакуют. На другом экране – буллер, оказывающий это воздействие. И на третьем экране тот, кто выдавливает своего сверстника из коллектива своим негативным отношением к нему. 

Посетитель может оказаться на месте всех этих персонажей и прочувствовать ситуацию буллинга изнутри. Ему станет ясно, в какой непростой для себя ситуации выбора и психологического дискомфорта оказывается ребенок. 

– В данное время мне, как художнику, интересно совмещение творчества и новых технологий. Цифровая иллюстрация становится все более популярной, и она позволяет работать с ней в новых форматах. Ее можно оживить, озвучить и так далее. Это мой первый такой опыт. Цифровым искусством я увлеклась в начале прошлого года. Живописью и рисунком занимаюсь с детства. И работаю как дизайнер, как иллюстратор. А социально значимую тему поднимаю впервые. И в этом есть заслуга мультицентра «Контора пароходства», его коллектива», – рассказала Мария Голянская. 

По ее словам, на постоянную систематическую травлю ребенка нужно обязательно обращать внимание. Существует целый список признаков, по которым можно понять, что ребенка травят: отказ от посещения школы, жалобы на состояние здоровья, отсутствие уверенности в себе, рассеянность, возбудимость, желание уединения. 

– Мне кажется, что это явление зачастую набирает обороты именно в школе. Когда я была ребенком, у нас в классе училась девочка, которая со стороны мальчиков подвергалась буллингу в достаточно агрессивной форме. Они могли ее толкнуть, унизить. На все это было неприятно смотреть. И многие из девочек также подвергались психологическому давлению. Но эта проблема взрослыми никак не решалась. К ней все привыкли, как к чему-то нормальному и естественному. Некоторые психологи говорят об этой проблеме открыто. Появились организации и сайты, куда подростки могут обратиться за психологической помощью, – добавила автор выставки. 

– Мария, а у вас есть объяснение этому явлению? В чем его причины? 

– Если в сообществе детей появляются лидеры с какими- то обидами, нерешенными внутренними проблемами, и у них копится агрессия, то все это проявляется в буллинге. Дети не делают ничего плохого, но при этом подвергаются травле, психологическому давлению со стороны более активных и невоздержанных детей. Взрослые в ответе за то, что происходит с детьми. Если ребенок подвергается буллингу, родители и педагоги не должны ему говорить: ты сам виноват, решай эту проблему сам. Дети не могут самостоятельно решать такие вопросы. И нужно всегда быть на стороне того, кого обижают. И родителям в первую очередь. 

Безусловно, популярных в классе ребят трудно представить в роли жертв. Тем не менее не все дети могут и хотят быть суперпопулярными. По мнению директора детского центра «Гринландия» Павла Притупы, для таких детей нужно почаще создавать ситуацию успеха. Развитие талантов, уверенность в себе, умение коммуницировать, навыки психологической защиты, сплочение коллектива – вероятно, это тот путь, по которому следует пойти, если в детском сообществе сложились нездоровые отношения. 

– Я работаю с подростками и знаю, что в школах это явление имеет место быть. Иногда в детские лагеря приезжают рафинированные дети, которые общались только с родителями, бабушками и дедушками и не знают, как вести себя со сверстниками. Именно такие дети чаще всего становятся объектами травли. У них не развит эмоциональный интеллект, они не умеют считывать эмоции своих оппонентов. А в лагере эта ситуация преодолевается. Там учат высказывать свое мнение, создавать для себя ситуацию успеха, проявлять свои способности и навыки. Как правило, в детских лагерях травли не бывает. Дети могут всегда обратиться к вожатым за советом и помощью. А к учителю не всегда можно запросто подойти. По многим причинам. Некоторые учителя узнают о каких-то явлениях в детской среде лишь на педагогических совещаниях. Отсюда и недоверие детей к педагогам, – рассказал руководитель. 

Кстати, выставка директору «Гринландии» понравилась. По его мнению, такие проекты полезны всем взрослым людям. Родителям важно осознать проблему буллинга и понимать, что испытывают дети, когда их подвергают унижениям, травле, психологическому давлению. 

НА СНИМКАХ: художник и автор выставки «Недетские отношения» Мария Голянская; аудиовизуальное искусство становится трендом.

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/