ТЕБЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬ! 

Делюсь горьким опытом. После многолетней исправной службы стал протекать смеситель воды. Ещё бы! Его излив миллион раз крутили в разные стороны – то в ванну, то в раковину, и резинка в поворотном механизме износилась. Смеситель дорогой, качественный, поэтому решили отремонтировать ветерана. Замена прокладки, предполагал, обойдётся недорого. 

Обратился в службу «Тандем-сервис» частных специалистов – нашел в Интернете. Начало было оптимистичным. Меня попросили прислать фото смесителя с указанием места протечки. Понятно, надо заранее подготовиться к ремонту, захватить с собой нужный инструмент и запчасти, то есть резиновое колечко. Оценив, видимо, по снимку мой ежемесячный доход, огорошили стоимостью ремонта –1700 руб. За эти деньги можно купить новый смеситель, но очень ненадежный, плохонький, и потому, поразмыслив, я согласился с озвученной ценой. 

В тот же день в дом пришли два сантехника с одним разводным ключом с большими зубцами. Таким инструментом только ржавые трубы в подвалах курочить. А хромированные смесители требуют ключа с гладкими губами, и через тряпочку, чтобы не поцарапать случайно. Надо было сразу отказаться от их услуг, но воспитание не позволило. Да и вид у них был такой, что я, честно говоря, малость испугался. Открутили они повортный механизм, заменили резиновую прокладку. Сам же узел не ремонтировали. Как потом объяснили, для разборки нужен специальный ключ, которого у них нет. 

Я не смог наблюдать за процессом из-за тесноты в ванной комнате. Мастера буквально зависли над смесителем, заслонив его своими мощными торсами. Вскоре торжественно объявили: всё в порядке, поставлена резиновая прокладка более толстая, чем была. Я поверил и отдал затребованные за ремонт деньги. Ребята быстро ушли, очень торопились на следующий вызов. Но один из них вернулся за забытым мобильным телефоном. Я ему сразу указал, что в месте поворотного механизма по-прежнему протекает. «А что вы хотели? Смеситель свой век отслужил», – упрекнул «специалист» меня и предложил заменить старый смеситель на новый. Разумеется, за мой счет. 

Напрашивается вопрос: если узел в ванной выработал свой ресурс, то зачем его надо было реанимировать? Они что, не могли определить степень его изношенности? Тогда зачем писать в рекламном проспекте: «Гарантируем подбор проверенных мастеров»? Получается, обманным путем горе-специалисты завладели моими деньгами и скрылись. 

Позвонил в «Тандем-сервис» и высказал свои претензии. Мне пообещали вернуть деньги завтра или на следующей неделе, после того, как получат расчет за очередной заказ. В общем, обещанного три года ждут. Ну или пока мне не надоест звонить, и я махну на это дело рукой. 

И тут во мне заговорил обманутый потребитель. Почему я не потребовал у мастера гарантий, к примеру, заполнить и подписать акт выполненных работ? На худой конец взял бы расписку. Если отремонтированный узел выйдет из строя, у меня будет основание рассчитывать на бесплатное восстановление его работы. Что я знаю о мастере, приехавшем на вызов? Ни фамилию не спросил, ни в паспорт не заглянул. Только телефон. 

Чтобы ускорить наступление желаемого результата и сэкономить на издержках, мы частенько прибегаем к устным договоренностям, поскольку такая форма устанавливает минимум формальных ограничений. Вот и кусаем потом локти. Однако для устной формы, как выяснилось, нет препятствий, если это не противоречит закону, существу сделки и интересам сторон. Но и в этом случае лучше подстраховаться: 

«Хотя согласно закону, чтобы защитить себя, вы не обязаны заключать письменный договор с исполнителем работ, при условии, что сумма сделки не превышает 10 000 рублей, мы рекомендуем все договоренности фиксировать не просто устно, а текстом. Это можно сделать либо через SMS, либо через сообщения в мессенджере, либо подписав акт выполненных работ» (ГК РФ, ст.159). 

Если бы я прочитал этот раздел до того, как вызвал специалистов, то не оказался бы у разбитого смесителя. Обидно. Дай, думаю, хоть отзыв негативный на сайте оставлю. Не тут-то было! В отзыве надо указать телефон частного специалиста. Я написал номер сантехника, по которому он звонил мне. А система не приняла данные, выдав сообщение: такого специалиста в нашей базе нет. Получается, этот «честный» специалист звонил с запасного телефона, чтобы не подмочить свою репутацию. 

Пришлось обращаться в службу поддержки. Вежливый менеджер пообещала провести расследование. И, видимо, провела. Через 10 минут мне позвонил сантехник и поклялся вернуть деньги. 

Если мы будем знать свои права и грамотно их отстаивать, то жулики, уверен, вымрут, как динозавры. 

Евгений СМЕШИТЕЛЕВ