ВОПРОС РЕБРОМ 

Начнем с первых. Иммануил Кант, немецкий ученый и философ, родившийся в Кенигсберге, в 1755 г. разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из газовой туманности, предсказал наличие в ней ещё не открытых планет. В 1796 г. это предположение подтвердил, а потом существенно расширил французский ученый Пьер Лаплас, который не был знаком с трудами Канта.

Теперь заглянем в учебник по астрономии для 10-го класса, изданный в 1978 году. Данные о Канте сведены к трем строчкам, о Лапласе – к шести. Затем наступила 40-летняя пауза. Новый учебник выходит в 2018-м, но уже для 11-го класса. Однако и в нём каких-либо дополнительных материалов об этих знаменитых ученых школьник не найдет, как и о гипотезе советского академика О. Ю. Шмидта об этапах возникновения Земли и планет из газопылевого облака. 

Астрономия – наука, изучающая небесные тела (звёзды, планеты, астероиды), их скопления (созвездия, галактики), процессы, происходящие в космическом пространстве. Всё, что касается физической природы небесных тел, также входит в сферу интересов астрономов. В советский период астрономия была самостоятельной дисциплиной в старших классах. В 1991 г. как предмет она перестала быть базовой. Школьная программа перекраивалась в угоду нашим западным «друзьям» и церкви. Потом появились учебники Сороса. Мир сейчас стоит на пороге качественного скачка в понимании законов Вселенной. Кому в данном случае помешала астрономия, догадаться не трудно. Формально никто не отменял изучение астрономии, в некоторых школах страны такие уроки продолжались. Однако в педагогических вузах из-за её невостребованности упразднили кафедры астрофизики. 

Астрономия вернулась в школу в 2017 году, когда новый министр образования О. Васильева подписала приказ о внесении изменений в действующий стандарт. Как оказалось, ни школа, ни учителя не готовы к такому повороту событий. Прежний учебник устарел, а новый написать не успели. Многие «Марь Иванны» были в шоке, так как этот курс требует определенных знаний, умения разбираться в сложных явлениях природы. Преподавание астрономии целиком легло на плечи учителей-физиков. Не имея в школе даже простого телескопа, как можно разбудить у детей интерес к тайнам звездного неба? У старшеклассников и их родителей главный интерес – это ЕГЭ. Кто будет учить астрономию в выпускном классе, если её не нужно сдавать на экзаменах? 

Астроном – очень редкая и нужная стране профессия. В последние десять лет наблюдается активное развитие космонавтики. А что ждёт нас в ближайшем будущем, если раздел «Земля во Вселенной» помещён в учебнике географии для 5-го класса, а следующий – в учебнике 11-го класса? Да за пять лет у школьников эти скудные знания фактически выветрятся. О какой уж тут целостной картине мира может идти речь? 

В 2016 году передовые ученые, в т. ч. ректор МГУ Садовничий, обратились к властям с заявлением о необходимости преодоления мировоззренческой безграмотности населения. Согласно опросу ВЦИОМ каждый четвертый россиянин считает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а наше светило вокруг Земли. Не знают, в чем отличие астероида от метеорита. Инициативу поддержала и госкорпорация «Роскосмос». Но министр образования, тогда А. Фурсенко, был против. Однако ученые продолжали беспокоиться о подготовке кадров, создании учебников и материально-технической базы для преподавания астрономии на должном уровне. Они единодушно сошлись во мнении, что изучение астрономии в школе не просто желательно, а жизненно необходимо. 

В космическую деятельность вовлечены наиболее развитые государства (с космосом связана не только спутниковая связь, но и навигация, высокие технологии, обороноспособность страны). Именно поэтому астрономические представления о строении мира должны формироваться в течение всего обучения в школе – от уровня детского восприятия до уровня физико-математического подхода в старших классах для специализированных школ. Так считает доктор физико- математических наук, профессор кафедры астрофизики физического факультета МГУ А. В. Засов. 

Другой доктор тех же наук, зав. отделом физики и эволюции звёзд института астрономии РАН Д. З. Вабе полагает, что возвращение, пусть даже обновленного учебника астрономии Воронцова- Вельяминова, не имеет смысла, и предлагает разделить курс изучения предмета на три части: спутники, телескопы, межпланетные зонды, космические станции; физические законы, необходимые при объяснении результатов, полученных с помощью космической техники; знания о Вселенной, накопленные и обобщенные с помощью физики. Далее он рекомендует первые два раздела включить в другие предметы, а третий выделить в отдельную дисциплину – космографию, которую необходимо изучать в выпускном классе. 

По мнению астрофизика С. Попова, ведущего научного сотрудника Госастрономического института, это слишком кавалерийский наскок: «Такая решительная мера, как введение общеобразовательного предмета в школе, требует подготовки. Администрация школы самостоятельно должна решать, в каком классе, 10-м или 11-м, включать астрономию в программу. Если в выпускном, то я – против». 

Директор Иркутской обсерватории С. Язов уверен: в идеале преподавать астрономию нужно в 8–9 классах. В учебнике должны найти отражение достижения отечественной космонавтики. Прежний учебник астрономии устарел, а новый еще полностью не готов. Как отмечают специалисты, он должен отвечать всем современным требованиям. В конце концов, учить детей астрономии нужно хотя бы для поднятия престижа России. 

Ваш автор больше солидаризируется с мнением доктора наук Вабе. Действительно, чтобы вызвать любопытство к загадкам далеких миров, надо начинать с младших классов. Подготовить простую брошюру с цветными фото планет Солнечной системы и краткими пояснениями, а в идеале иметь школьный телескоп. Первые два раздела этого ученого, касающиеся изучения космических станций, физических законов включить в программу 6–8 классов. Бояться того, что школьники будут «перегружены», не стоит. Нейрофизиологи доказали, что активная интеллектуальная деятельность тренирует мозг и ничего, кроме пользы, не несёт. Да, детям нелегко, но это путь к развитию интеллекта, расширению кругозора. У моих знакомых шестилетний мальчик уже второй год занимается изучением химии. В будущем он собирается стать ученым, и, может быть, откроет новый элемент в таблице Менделеева. Что касается сложных разделов о Вселенной, то это лучше практиковать в 10-м классе. 

Стыдно, но в стране, которая первая отправила человека в космос, астрономия в некоторых школах стала исчезать. А ведь за последнюю четверть века в мире произошло много событий, напрямую связанных с этой наукой: ускоренное расширение Вселенной, сенсационное открытие гравитационных волн, четырех новых планет, на одной из которых обнаружена атмосфера; совершена посадка космического аппарата на обратной стороне Луны и др. 

В итоге, окончив школу, молодой человек так и не узнает об устройстве Вселенной, взрывах двойных звёзд, не будет в курсе дел о покорении Луны. В 2031– 2035 годах предполагается её глубокое исследование. Серьёзным недостатком считаю, что в сегодняшнем учебнике нет ни слова о всемирно известном английском физике-теоретике, космологе, популяризаторе науки Стивене Хокинге. Это человек-легенда, известный многими работами: от Большого взрыва до чёрных дыр. Его книги доступны и «технарям», и «гyманитариям», так как написаны простым, понятным языком. Кстати, концепцию происхождения Солнечной системы из двойных звёзд путем взрыва сегодня развивает тюменский ученый В. С. Бочкарев, заслуженный геолог РФ, Академик МАМР. 

А теперь вернемся к началу нашей статьи. Очень жаль, что к выпуску учебника 2018 г. отнеслись формально. Если бы еще до печати Министерство внимательно ознакомилось с его содержанием, то многих недочетов можно было бы избежать. Удивляет и большой тираж этого учебника – 70 тыс. экземпляров. Тираж учебника 2019 г. тоже высок – 35 тыс. Спрашивается, зачем? Ведь оба учебника мало чем отличаются друг от друга, а по отдельным позициям более ранний по выпуску даёт больше полезной информации. Так что преподаватели астрономии вполне могут рекомендовать учащимся оба учебника. 

В заключение остался вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Может, Министерство просвещения и издательство «Дрофа- Вентань» хотели 6ы видеть учебник с упоминанием только советских ученых? Но тогда должна быть изложена гипотеза Шмидта. Думаю, что здравый смысл все- таки возьмет верх, и в будущем учебнике астрономии Кант и Лаплас займут свое законное место. 

Владимир КОНЮХОВ, кандидат геолого-минералогических наук, отличник разведки недр