ТРУДОВАЯ ДОБЛЕСТЬ

17 сентября 1941 года в Тюмень начали прибывать вагоны с оборудованием Одесского завода строймеханизмов имени 10-летия Октября. Мобилизационный запас его эвакуировали морским путем в тяжелейших условиях отступления, под непрекращающимися налетами и бомбежками.

До 3 октября в Тюмень из Одессы было доставлено 24 вагона, прибыли 50 рабочих и инженеров предприятия, вместе с семьями – 200 человек. Заводу присвоили № 766 и ввели в состав 2-го Главного управления наркомата минометного вооружения. Он расположился на площадке завода «Механик», который выпускал минометы. Специалисты прибывшего завода ознакомились с эскизами и быстро переняли технологию производства. В октябре 1941 года было выпущено 4500 корпусов мин калибра 120 мм и 3000 корпусов артиллерийских снарядов калибра 122 мм.

Как и на многих предприятиях, производящих военную продукцию для фронта, работников на заводе не хватало. Например, минометы производили 34 человека на 27 станках. Не хватало электроэнергии, что влияло на выполнение плана.

…Но уже в 1943 году завод занимал 3-е место среди предприятий наркомата. Выпуск мин продолжался вплоть до мая 1945-го. Через год, при объединении заводов № 766 и 769 (последний производил стальные головки реактивных снарядов для знаменитых катюш), образовался Тюменский завод строительных машин. Его продукция была необходима на всесоюзных стройках, таких, как Волжская и Белоярская ГЭС, Белоярская АЭС, канал Волга-Дон. Машины с маркой тюменского «Строймаша» с успехом экспортировались и во многие страны мира.

P.S. При подготовке материала использовалась информация из открытых источников: Лев Боярский «Эпоха фотокоров 1918– 1953»; интернет-портал город Т; фото из книги «Народная память». Посвящается 75-летию Великой Победы. Тюмень, 2020.

Комитет по информации г. Тюмени