МАЛЕНЬКИЙ ТРАВЕЛОГ

Окончание. Начало в №7

К площади Ленина прилегает ещё один сквер, со странной бесформенной скульптурой и памятником Пушкину, стоящим на чёрном кубическом пьедестале. За спиной поэта металлическая решётка с маловразумительными белыми барельефами и табличками со стихами самого Александра Сергеевича и его калмыцкого собрата по перу, некоего С. Каляева:

"Ах, если б Пушкин мог, хотя б на миг,

Прийти в наш день, который чист и светел,

Его узнал бы "друг степей, калмык".

Как своего родного брата встретил..."

За Домом правительства стоит скульптура "Мальчик и Дракон", бывшая когда-то фонтаном. За прошедшее с моего первого визита в Элисту время дракон со своим юным другом пришли в упадок и сильно облупились.

Дальше наш путь лежал в парк "Дружба". В нём нас встретил огромный мраморный Белый Старец, возвышающийся на постаменте с изображением глаза с расходящимися от него лучами, наподобие масонского, и свастическими узорами. Вокруг покровителя всего живого мирно уживаются орёл, сайгак и волк. Ветви деревьев рядом с Белым Старцем, да и на всём протяжении парка, густо увешаны разноцветными ленточками и пёстрыми флажками с молитвами и мантрами на санскрите или тибетском.

Но самый монументальный из объектов парка посвящён временам СССР. Это мемориальный комплекс на Аллее Героев, в центре которого стоит памятник какому-то калмыцкому военачальнику, а на "крыльях" – барельефные портреты Героев Советского Союза и России и Героев Социалистического Труда. Чуть дальше аллея упирается в памятник сказителюджангарчи Ээляну Овла, со слов которого был записан главный литературный памятник калмыцкого народа – эпос "Джангар".

Здесь можно приобрести у уличных торговцев всевозможные сувениры с местным колоритом. Я подарил своей спутнице Ире кулончик в форме затейливого переплетения санскритских букв, символизирующего священный звук "Ом", а она мне – кольцо, устроенное по принципу молитвенного барабана. На внешней его части, которую можно вращать вокруг внутренней, изображена тибетскими письменами мантра "Ом мани падме хум". Это самая известная и широко распространённая из мантр. Дословно она переводится с санскрита просто – "О жемчужина в лотосе", но смыслов и интерпретаций у неё великое множество. Очень удобная вещь – крутишь колечко на пальце, а молитвы возносятся, и благодать истекает. К тому же этот процесс очень способствует сосредоточению и концентрации.

Между тем время, отведённое на прогулку по центру города, заканчивалось. К сожалению, увидеть в парке Дружбы мы успели далеко не всё, но пора уже было отъезжать к следующему объекту нашей экскурсии, главной достопримечательности города, центральному буддийскому храмухурулу Элисты и всей Калмыкии, "Золотой обители Будды Шакьямуни".

Перед отъездом мы успели посетить кафе, где я решил попробовать, в естествоиспытательских целях, блюдо калмыцкой кухни – похлёбку из бараньих потрохов с большим количеством репчатого лука. Блюдо мне не понравилось, возможно, просто потому, что я гастрономический консерватор, а калмыцкая кухня очень своеобразна. Она состоит почти сплошь из мясных и очень жирных блюд. Как это сочетается с буддийской любовью ко всем живым существам и ахимсой (непричинением вреда ничему живому), которая является основополагающим принципом буддизма, лично я уразуметь не могу. Впрочем, подобных противоречий немало в любой религии. Христиане, например, тоже отнюдь не торопятся раздавать всё своё имущество нищим, как недвусмысленно учил Иисус.

Хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" – крупнейший буддийский храм в Европе. Он поражает своими размерами и размахом. А ещё – атмосферой. Если на площади Ленина и в парке Дружбы множество деталей не дают забыть, что ты находишься всё же в европейском городе, то на территории хурула, обнесённой оградой с навершиями из маленьких ступ-субурганов, целиком и полностью оказываешься на Востоке.

Несмотря на давнее увлечение буддийской философией, я совершенно не разбираюсь в его символике, поэтому просто процитирую храмовый сайт.

Над входным порталом храма традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению. Колесо Учения – одна из восьми благих эмблем – представляет собой единство всего сущего. На фронтоне сияет Знак Калачакры, его суть во взаимосвязи и взаимозависимости Вселенной и человека. На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Аавы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь».

В храме находится самая большая в Европе статуя Будды, высотой 9 метров (а вместе с лотосовым троном – все 12), его стены расписаны сценами из жизни Будды, изображениями далай-лам, Защитников Учения и Зелёной Тары – богини, родившейся из слезы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира, и ставшей его женой. Вообще-то в буддизме существует двадцать одно проявление Тары-Спасительницы, и у каждого из них есть свой иконографический образ, но в Калмыкии больше всех почитают именно Зелёную Тару. Считается, что она всегда готова незримо появиться и прийти на помощь тому, кто произнесёт её мантру: "Ом Таре Туттаре Туре Соха".

После экскурсии по храму, которую, за неимением заболевшего калмыцкого лектора, провела наш экскурсовод, мы с Ирой, заглянув ненадолго в музей истории буддизма в подвальном этаже, отправились во двор хурула, где обошли его, как полагается, по часовой стрелке, останавливаясь около скульптур семнадцати великих буддийских Учителей и пагод с большими молитвенными барабанами.

После "Золотой обители" мы поехали в направлении другой, не менее знаменитой элистинской достопримечательности – единственного в мире шахматного города Сити-Чесс. Но прежде нам предстояло посещение ещё одной буддийской святыни – Ступы Просветления. Её ещё называют ступой, исполняющей желания, причём название это она носит вполне официально, именно так переводится собственное имя этой ступы, "Монлам Тамчед Друпа".

Последователи Будды строят ступы с целью привлечь на землю благословение, мир и гармонию. Эту ступу установили последователи буддийской традиции Карма Кагью, и она построена согласно всем канонам. Ступы Просветления являются главными из восьми традиционных видов этих сооружений, они символизируют преодоление всех препятствий и раскрытие всех способностей ума, а также, как явствует из их названия, конечную цель буддийского пути – Просветление и освобождение от страстей.

Деревья вокруг ступы Просветления украшены не менее пышно, чем в парке «Дружба» или дворе хурула. А к её вершине приделаны тросы, на которых развеваются цветные молитвенные флажки, поэтично называющиеся «лунгта», что в переводе с тибетского означает «Конь Ветра».

Совершив обход вокруг ступы, мы зашли в находящийся в ней маленький храм, значительную часть которого занимает молитвенный барабан, содержащий ещё больше мантр, чем кюрде Пагоды Семи дней – 50 миллионов. Стены святилища расписаны изображениями глав школы Карма Кагью, кармап. Всего их было семнадцать, вместе с ныне действующим.

А Сити-Чесс за прошедшие шесть лет совсем не изменился, ничего здесь не убавилось, но и не прибавилось тоже. Мы побродили по городку, полюбовавшись «шахматными» скульптурами, некоторые из них вызывают лишь недоумение. Например, кривая шахматная ладья из арматурных прутьев, похожая на проволочные поделки, какие мастерят воспитанники детских садов, или фигурка, долженствующая олицетворять цейтнот, но почему-то походящая на окаменевшие фекалии. Затем нас ждала экскурсия по Дворцу шахмат, в котором проходят шахматные чемпионаты, конгрессы, форумы и прочие мероприятия.

Сити-Чесс, задуманный как столица шахматного мира, тоже является детищем Кирсана Илюмжинова. Поначалу над этим проектом посмеивались и сравнивали с Нью-Васюками, а его создателя – с Остапом Бендером. Президент Калмыкии в ответ демонстративно переименовал улицу, ведущую к шахматному городу, в Проспект Остапа Бендера, и поставил на ней скульптуру ильфопетровского героя, держащего в руке шахматного коня, в окружении двенадцати стульев (в натуральную величину, на них можно присесть). С тех пор в Сити-Чесс ежегодно проходят по три десятка шахматных соревнований самого разного уровня. Что ещё раз подтверждает старый тезис, что хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Великий комбинатор и стал последним объектом нашего путешествия. Не считая супермаркета, где желающие могли запастись калмыцкой экзотикой, наподобие пакетированного солёного чая с молоком и специями.

Общее впечатление от поездки можно охарактеризовать словами: "хорошо, но мало". Чтобы понастоящему проникнуться восточным духом Элисты, погрузиться в него и прочувствовать, в этот город надо ехать дня на три. Как минимум.

НА СНИМКАХ: молитвенный барабан-кюрде; Ворота Золотой обители Будды.

Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/