75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Не иссякает интерес ветеранов сельхозпроизводства к судьбе мемориала, условно названного «Памятник деревне». По правде сказать, уж очень затянулось его возведение.

Сначала этот проект об установлении в областном центре памятника крестьянскому подвигу женщин, стариков и детей в годы Великой Отечественной войны по предложению исполнительного директора тогда еще действующего Фонда им. П.П. Прокопьева Юрия Клата, председателя президиума Союза землячеств Тюменской области Николая Ренева и других ветеранов активно обсуждали на заседаниях общественного совета областного департамента АПК. Немало времени посвятили нескольким этапам творческого конкурса среди скульпторов на лучший эскиз мемориала.

Затянулся и процесс оформления земли в Минсельхозе. И если бы не вмешательство и помощь губернатора области Александра Моора, скоординировавшего усилия заинтересованных сторон, то не видать бы нам этого памятника еще несколько лет.

Да, возведение мемориала в основном завершено и скоро ожидается его торжественное открытие. Возле современного седьмого учебного корпуса университета Северного Зауралья воздвигнут девятиметровой длины скульптурный барельеф. По бокам его пока еще не закрытые гранитом стелы.

– Слева, как видите, женщины, старики и дети, совершившие подвиг в годы войны, – говорит наудачу подошедший директор дизайнерской фирмы ООО «Юнтес», изваявшей памятник, Владимир Смирнов, – передают эстафету современным сельчанам. Крестьянские группы изображены на фоне соответствующих времени картин аграрного труда и технологий. Когда задумывали этот проект мемориала, пришлось изучить материалы военных лет. Мы были просто поражены неслыханной стойкостью и жертвенностью крестьян. Каким же мужеством надо было обладать, чтобы в тех условиях не только верить в нашу общую победу, но и ковать ее. Полуголодная деревня шла в поле и на скотные дворы, словно на боевые посты. Уму непостижимо, как в голоде и холоде они смогли производить зерна, молока, мяса и рыбы не меньше, чем сегодняшние, вооруженные современной техникой аграрии. А на стелах золотом будет описан подвиг тюменских крестьян. На камне разместили куар код, с помощью которого можно узнать немало сведений о героическом труде крестьян в годы войны, об истории создания памятника (в том числе использованы материалы газеты «Тюменская правда»), о современных достижениях Тюменского агропромышленного комплекса.

Во время создания памятника безвременно ушел из жизни автор скульптурной композиции, известный в Тюмени художник Сергей Фефелов.

– Сразу и не вспомнить все его работы, памятник дорожникам на Ямской, скульптурная группа возле бывшего танцевального зала, мемориал возле областного УВД, памятник одному из организаторов геологоразведочных работ в Западной Сибири Льву Ровнину, скульптуры в Гилевской роще, – перечисляет Смирнов, – другие заметные проекты. Сергей был вдохновенным патриотичным художником. Его 90-летний отец попросил нас при любых трудностях и ситуациях закончить «Памятник деревне». По его словам, Сережа просто болел этим проектом. Так что мемориал для нас – во всех смыслах дело святое. Гордимся еще тем, что это, скорее всего, первый памятник в стране, посвященный несгибаемой воле крестьян в пору войны.

Небольшими группами, соблюдая правила поведения при пандемии, к мемориалу подходили студенты.

Если бы не героический труд деревни, – убеждены второкурсницы Маша Васечкина, Анастасия Кочергина и Виктория Предыгер, –  не факт, что наша страна победила бы в войне.

Это высказывание можно списать на юный возраст девушек. Но ясно одно: мемориал уже начинает свою ненавязчивую, незримую и молчаливую работу по воспитанию у молодежи самых лучших патриотических чувств.

А мне было приятно увидеть фрагмент, где аграрий послевоенного времени держит в руках «Тюменскую правду». Вспомнилось: а ведь были весьма ожесточенные споры по поводу выбора издания. Однако Николай Иванович Ренев оказался непреклонен: «С «Тюменской правдой» мы выросли, она была нам активной помощницей в становлении агропромышленного комплекса, читаем ее и сегодня».

НА СНИМКАХ: мемориал «Памятник деревне».

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/