НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ

Когда пришла весть об уходе из жизни талантливого детского писателя Владислава Крапивина, многие из нас, уже взрослые состоявшиеся люди, захотели расплакаться. Он был по-настоящему близким человеком для каждого, кто вырос на его книгах. Я помню, как мы, уже окончившие университет, завидовали студентам Тюменского отделения журналистики, ведь к ним преподавать пригласили Крапивина. А он мог не просто научить владеть словом, но и помочь найти верные ориентиры в жизни. И сегодня мы хотим вспомнить о мастере, рассказав всего две истории о великом детском писателе, оставившем такой глубокий след в наших сердцах.

10 ЛЕТ ДЛЯ СЪЕМОК

Откуда на тюменских улицах взялись викинги? В кино бывает и не такое. Все зависит от того, насколько богата фантазия сценариста и режиссера. А с ней у мэтра детской литературы Владислава Крапивина и одного из авторов «Ералаша» Ильи Белостоцкого все в порядке. Именно благодаря их таланту и настойчивости наконец-то вышла на большой экран картина «Бегство рогатых викингов». И пусть ждать пришлось почти девять лет, главное, все получилось.

Я, как и многие мои сверстники, в детстве зачитывалась книгами Крапивина. Особенно мне нравились «Сказки Севки Гущенко» о послевоенной Тюмени, той, в которой и вырос Крапивин, и «Мушкетер и фея» о приключениях Джонни Воробьева. Одной из ее частей и была «Бегство рогатых викингов». Тогда похождения Джонни и его друзей мне казались чем-то невероятным. Вроде и собственная жизнь нескучная, но в книгах она просто бурлила. Ребята постоянно придумывали разные игры, нарывались на неприятности и героически их преодолевали, не могли усидеть на месте, то и дело старались восстановить справедливость. И «Бегство рогатых викингов» – лучшее тому подтверждение.

Местный хулиган Самохин, насмотревшись фильма про шведских мореплавателей «Черный ярл», сколотил банду (по-другому этих малолетних негодяев не назовешь). Нарядились они в своеобразные шлемы, переделав их из старых чайников и кастрюль. Обзавелись мечами и щитами и начали терроризировать округу. Особенно доставалось малышам. Джонни и его друзья такого стерпеть не могли, но что делать, если большинство ребят из их компании разъехалось на каникулы. Осталось всего пятеро, а тех 16. Однако когда не можешь победить силой, на выручку приходит хитрость. Секретным орудием в борьбе за справедливость стала коза Липа. С виду обыкновенная домашняя любимица бабы Наташи, но в душе боевая, с настоящим испанским темпераментом. Действие проходит на сонных провинциальных улочках. Может быть, старой Тюмени, может, другого города. И главного героя на самом деле зовут Женя. Просто он с детства не мог выговаривать букву «ж», постоянно у него получалось не жуть, а джуть. Вот и стал он Джонни.

Когда появилась новость, что произведение Крапивина собираются экранизировать, у меня возникло двоякое ощущение. Во-первых, я не видела ни одной удачной экранизации книг Владислава Петровича, во-вторых, насколько эта история окажется близка современным детям? Слишком уж далеки они от наших ценностей (говорю без всякого пафоса и уж тем более без ностальгии по Советскому Союзу). Но, с другой стороны, хотелось увидеть картинки из своего детства, снятые с помощью современных технологий. Тем более сценарий написал сам Крапивин.

Съемки проходили летом 2010 года. В качестве интерьера выступили улицы старой одноэтажной Тюмени. Все актеры – местные. Илья Белостоцкий ходил по школам и высматривал подходящих ребят. Так что заветная фраза «Хочешь сниматься в кино?» стала актуальной и для тюменцев. Основной кастинг проходил в 70-й и 25-й школах. По какому-то стечению обстоятельств все положительные герои оказались из 70-й, а отрицательные, соответственно, из 25-й, где когда-то учился и сам Крапивин. Есть в ленте и взрослые персонажи, их в основном играли актеры из «Ангажемента». Роль бабы Наташи досталась Ирине Тутуловой из театра драмы. Засветилась в кадре и известная актриса из Тюменского театра кукол Зинаида Береговая. Все работали на чистом энтузиазме, поскольку денег постоянно не хватало. Потом на помощь пришли депутаты областной Думы. И все равно период постпродакшн затянулся. Фильм получил более десяти наград на фестивалях, в том числе и международных. Но путь к своему зрителю оказался тернистым.

Презентация состоялась спустя десять лет. Разумеется, все актеры к тому моменту выросли. И мы их едва узнали. Женя Олещук (Джонни) – ныне студент иняза и позволил себе отлучиться из Екатеринбурга всего на один день. Даша Чистякова, сыгравшая единственную девчонку в команде Воробьева, Викторию, тоже связала свою жизнь с лингвистикой. А ведь в свое время именно ей достался приз за лучшую женскую роль на фестивале семейного кино.

После просмотра фильма понимаю: особых возражений, а главное, раздражения, у меня нет. Все очень мило, воссоздана та самая крапивинская атмосфера. Не совсем, правда, удачна попытка осовременить картину с помощью мобильных телефонов и компьютеров, просто гаджеты не вписываются в эту историю. И все же... Насколько такое кино понятно современным зрителям? Станет ли оно для них актуальным? Как правило, все свои проблемы они решают с помощью компьютерных игр, да и друзья теперь в основном виртуальные. И уж точно они не будут рядиться в викингов и маршировать по улицам. Хотя и к лучшему.

НА СНИМКЕ: Владислав Крапивин и его читатели.

Юлия КОНКИНА

Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/

* * *

ДОБРОГО ПУТИ, КОМАНДОР!

С Крапивиным так или иначе связана вся моя жизнь – детство, отрочество, юность и сейчас. Мне 38 лет, и я потеряла родного человека, почти отца. Именно его произведения стали проводником в жизнь, энциклопедией по дружбе и любви, компасом для моего фрегата, который рвался вперед и часто сбивался с курса. Ведь нам, подросткам лихих 90-х, приходилось нелегко, разбираясь во всем происходящем, когда страна жила в духовных руинах, не особо думая о том, каких транслирует кумиров для подрастающего поколения. Но мне повезло. У меня были «Острова и капитаны», «Трое с площади Карронад», «Журавлёнок и молнии» – практически «мои университеты».

Первую и единственную встречу с Владиславом Петровичем я помню до сих пор, хотя прошло уже немало лет. Мы были на юнкоровских сборах в лагере под Свердловском. Собрались десятки начинающих газетчиков, радийщиков и телевизионщиков со всего региона.

В своей журналистской копилке я к тому времени имела немного, а тут меня отправили брать интервью у самого Крапивина. Однако пробиться к Командору было нелегко. Почти всегда он был окружен кучей народа. Так случилось и в тот раз. Мне пришлось стоять в сторонке и молча записывать ответы на чужие вопросы. Владислав Петрович заметил меня и подошел, когда ребята ушли.

– У тебя тоже есть вопросы? – ласково спросил он, а я к стыду своему так оробела, что не могла вымолвить ни слова, только помотала отрицательно головой.

С тех пор Владислава Петровича я больше не видела, хотя за годы участия в юнкоровских сборах не раз довелось общаться с его воспитанниками – замечательными ребятами из «Каравеллы». А однажды рисовала газету вместе с его сыном Павлом. Он прекрасный художник и очень интересный человек.

Известие о болезни Командора, а потом и о смерти стало громом среди ясного неба. Конечно, кто-то скажет, уже за 80, солидный возраст, многое успел. И это так. Но Командор всегда был для меня Славкой с улицы Герцена. Летал в тополиной рубашке. Как примириться с тем, что его теперь нет? И это очень символично, что его сердце остановилось утром, 1 сентября. В тот день, когда сотни мальчишек и девчонок, как и герои его многих книг, собирались на школьную линейку. Что ж, доброго пути тебе, Командор, и спасибо.

Евгения ДИКИХ