ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Пьющих в России много, А Володя Высоцкий – один» /случайно подслушанный разговор/

Любой думающий человек так устроен, что всякому значительному событию общественной жизни или личности невольно дает свою оценку. В категориях нравственности – это выбор между хорошим и плохим, добрым и злым, полезным и вредным. В сфере культуры такая «аттестация» особенно популярна.

Среди наиболее интенсивно обсуждаемых персон современности оказываются личности уровня Владимира Семеновича Высоцкого – актера и поэта, 40-летие со дня кончины которого в июле отмечалось достаточно широко.

Как и большинство одаренных людей, Высоцкий не является фигурой одномерной. Ряд признаков, характерных для его творчества, позволяет отнести актера к разряду выдающихся людей нашего времени. Русский советский композитор Георгий Свиридов, говоря о функции искусства, дал следующеее лаконичное определение: культура замечательна своей соборностью. В связи с этим ясна объединяющая роль творчества Владимира Высоцкого. Его песни слушали миллионы людей самых разных социальных групп, от академика Капицы до буровиков тюменского Севера.

Конечно, в юношеском возрасте поэт допускал хулиганские выпады типа: «Я женщин не бил до 16 лет», что дало повод тому же Г.В. Свиридову отнести его к разряду «одесских куплетистов». Но и сам Георгий Васильевич пережил известную эволюцию взглядов – от верного ленинца в 1960-1970 гг. до признания в 2000-м В.И. Ленина злодеем ХХ века. Кстати, в «приблатненных» опусах Владимир Высоцкий не опускался до выпадов типа: «Сэмэн, засунь ей под ребро, смотри не обломай перо (т.е. нож) об это каменное сердце»… («Гоп-стоп», популярный шлягер А. Розенбаума).

Любопытна оценка музыкальной стороны деятельности Высоцкого. Так, вопреки сложившемуся стереотипу о примитивности сопровождения песен самим автором, Альфред Шнитке, один из самых известных композиторов ХХ-ХХI века, в одной из своих публикаций в центральной печати заметил, что Владимир Семенович обладал даром очень чистого интонирования, а его умение увязать голосовую горизонталь с достаточно самобытной аккордикой в ряде случаев просто вызывает восхищение. При этом многие композиции при всей их похожести сугубо индивидуальны, а гармонические решения во многом превосходят сочинения его невольного «конкурента» Булата Окуджавы. Бесспорно талантливые, они большей частью все-таки распространялись в узких сообществах интеллигенции того времени, не говоря уже об отсутствии магнитофонного «самиздата» у Булата Шалвовича.

Личность Высоцкого не дает покоя сегодняшним кинематографистам. Однако, на наш взгляд, далеко не все попытки в этом направлении можно признать удачными. Желание высветить непривлекательные стороны этого человека напоминает известную классификацию людей по принципу «муха или пчела». Мухе неведомы бесчисленные ароматы полевых цветов, которые облетает трудолюбивая пчела. Мухе нужны отбросы, грязь и помои – тут она у себя дома. Нельзя не согласиться с неким телезрителем, который, увидев бесшабашного Сергея Безрукова в ролях С. Есенина и В. Высоцкого, назначил ему прозвище «бодрый дебил». Во многом загадочная смерть Владимира Семеновича подается режиссурой как попытка свалить вину за раннюю гибель на самого покойного. Алкоголизм, наркотическая зависимость и т.п.

Художник Борис Мессерер (брат Майи Плисецкой и муж Бэллы Ахмадулиной) в своей книге воспоминаний пишет, что у Владимира Высоцкого был по минутам расписан буквально каждый день, ему некогда было заниматься пустяками, а в компаниях, по редким праздникам, он являлся перед публикой в «аккурате», в бодром и веселом настроении, всегда трезв и подтянут, как спортсмен.

В юбилейном году окончания Великой Отечественной войны особенно проникновенно звучат военные композиции поэта: «Он не вернулся из боя», «Штрафные батальоны», «На братских могилах не ставят крестов»… Это ли не памятники благородного образа Человека и Гражданина!

Музыкально-поэтическое творчество Владимира Семеновича Высоцкого – это наш национальный капитал. Укор тем, кто вместо его песен, где слито воедино высокое чувство со светлой и глубокой мыслью, включает на полную громкость рок и рэп, которые, подобно грохочущей колеснице, предназначены для убогих.

НА СНИМКЕ: В.С.Высоцкий (май, 1980).

Михаил ЯБЛОКОВ

Василий КРАВЧУК /фото/