МУЗЫКА 

В рамках Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1952 г. проводились масштабные музыкальные конкурсы и концерты лучших зарубежных и отечественных коллективов.

Среди признанных лидеров был и мексиканский ансамбль «Лос-Панчос». Визитной карточкой этого уникального состава стала композиция молодой певицы Веласкес «Besame mucho». Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» гигантским по тем временам тиражом выпустила пластинку-миньон, где наряду с прочими народными обработками для голоса и гитары звучала песня, сразу же ставшая мировым бестселлером. Именно ее можно назвать лейтмотивом известного фильма Меньшова «Москва слезам не верит». 

В разных регионах нашей страны появилось несколько версий поэтического текста на гениальный мотив «Besame mucho». Их можно назвать своего рода субкультурой, которой «питались» широкие народные массы. В числе достаточно значимых программ, предлагаемых советскими учреждениями, можно назвать открытие учебных заведений соответствующего профиля. Так, в начале 1960-х в Салехард попал выпускник Московского института культуры, впоследствии один из самых авторитетных тюменских руководителей областного управления Владимир Волчек… Через год об окружном отделе национальных культур стало известно далеко за пределами Тюменской области. Молодой, высокий и красивый юноша, музыкант, эрудит, артист, сценарист и просто душевный человек сумел мобилизовать все творческие силы в этом подзабытом Богом краю, собрать из бывших строителей печально знаменитой 501-й стройки большие музыкальные, театральные и прочие профессиональные коллективы. 

В 1963г. с головокружительным успехом в Тюмени прошел концерт Салехардского эстрадного оркестра. Сам Владимир Волчек представлял группу ударных инструментов, а его солистка, Нина Машанова, врач-хирург, исполняла знаменитую «Besame mucho» на благородном диалекте мексиканских индейцев с параллельным русским текстом – «Ты – мое счастье». 

Естественно, партийная областная команда вскоре сделала все, чтобы перевести в Тюмень молодого маэстро. Он до сих пор по мере своих сил трудится на ниве культуры, несмотря на свои 80 с гаком. Трудно оценить масштаб деятельности В.М. Волчека. Это и организация концертной деятельности народных оркестров, и борьба за выживаемость национальной культуры, и помощь издательским инициативам историков-краеведов… «Приходящего ко мне не изгоню вон» – девиз, начерченный на дверях его кабинета, как бы в отместку печальному дантовскому («оставь надежду всяк сюда входящий»). 

В музыкальных кругах нашего города про Владимира Михайловича говорили: «Он все знает и все может». Да, но добавим от себя, что В.М. Волчек не может и не мог никогда и никого унизить, повысить голоса и т.п. 

Конечно же, неоценимую помощь оказывала своему мужу Таисья Алексеевна, к сожалению, недавно ушедшая из жизни. Она также трудилась в сфере культуры, пользуясь наряду с Владимиром Михайловичем безукоризненным авторитетом и уважением. Красивая семейная пара Волчек всегда служила ярким примером душевной гармонии, взаимопонимания: особенно на фоне тех, кто, глядя на неустройства современного мира, с отчаянием восклицает: «При слове «культура» моя рука невольно тянется к пистолету». 

НА СНИМКАХ: г. Салехард, окружной музыкальный театр, культурная точка 501 стройки, 1960 г (ныне дом снесён); В. Волчек: первый год работы в Салехарде.  

Михаил ЯБЛОКОВ