ГАСТРОЛИ 

В Тюмени прошел концерт одного из самых известных в нашей стране и за рубежом «Сибирского гитарного дуэта». 

Козьма Филимонов и Михаил Ракин – коренные сибиряки, выпускники Новосибирского музучилища, по окончании Нижегородской консерватории – штатные преподаватели этого учебного заведения. Их выступление было приурочено к конкурсу молодых исполнителей «Весенний аккорд», где маститые музыканты совместно с Екатериной Крекниной составляли почетное жюри. 

Концерт был открыт исполнением сонаты Д.С. Бортнянского в адаптации для дуэта гитар. Надо заметить, что, несмотря на значительный рост как исполнительского уровня гитаристов, так и их количества в нашей стране, ансамблей (дуэтов, трио, квартетов) гитар создается очень немного, а дуэтов типа Сибирского – единицы. Подобная картина наблюдается и в Европе. В 1950–1960 г.г. мировую известность получил французский дуэт: Ида Прести – Александр Лагойя. С гордостью можно сказать, что в музыкальном отношении М.Ракин – К.Филимонов не уступают французам! Исполненная дуэтом ре-минорная соната Д. Скарлатти подтвердила «элитарную концепцию» сибиряков, как некогда это виртуозное произведение стало визитной карточкой И. Прести – А. Лагойя, во многом предвосхитив их триумф на самых престижных концертных площадках мира. 

Поставив перед собой задачу – познакомить слушателей с творческими достижениями неоромантического периода развития музыкального искусства, М. Ракин и К. Филимонов исполнили масштабную композицию – фантазию «Зима», построенную на материале малоизвестного танго аргентинца Астора Пьяццолы, одного из самых знаменитых композиторов XX столетия. Есть мнение, что большинство его произведений несут на себе отпечаток «предапокалипсических» настроений. Да, музыка Астора Пьяццолы – это своего рода эстетический знак эпохи, и не случайно для выражения своих мыслей и чувств автор выбрал танцевальный жанр (рядом исследователей это расценивается как попытка отобразить «пир во время чумы»). Публика наградила артистов за блестящее исполнение произведения Пьяццолы продолжительными аплодисментами. 

Как бы почувствовав, что в зале отсутствует «вредный атмосфер», они с не меньшим восторгом исполнили ряд композиций современных авторов, в которых градус эмоционального накала порой достигал предельного значения. Речь идет об афробразильских сочинениях братьев М`Ассад, где полифония ритмов усиливается политональным перенапряжением, а несимметрично-акцентные взаимопереходы с более чем сдержанным мелодическим обрамлением вызывают в памяти азартные гонки «крутых» ралли и рычание «буксующих мотоциклов»… Пожалуй, бразильские «братки» переувлеклись, «поднявшись» до высоты создания «музыки без музыки». Однако в целом артистам из Новосибирска с успехом удалось осуществить музыкальное путешествие во времени и пространстве, и концерт в уютном зале ДШИ «Гармония» никого не оставил равнодушным. 

В искусстве прогнозы сбываются редко. Одно бесспорно: талантливые сибиряки – победители самых различных конкурсов и гитарных «турниров» – заявили о себе как Артисты с заглавной буквы. 

Михаил ЯБЛОКОВ