РЕПЛИКА КИНОМАНА 

Когда я своим знакомым говорила, что на прошлой неделе с удовольствием смотрела сказки, многие удивлялись. Причем это были не новинки, а те, что появились на экранах почти 30 лет назад. 

Но, как мне показалось, они до сих пор не потеряли своей актуальности. Правда, не уверена, что современным детям картины будут столь же интересны. При их клиповом сознании, при их любви к компьютерным «бродилкам» и «стрелялкам» истории с подтекстом сложны для восприятия. Речь идет о ленте Леонида Нечаева «Не покидай…» и итальянском сериале «Фантагиро», названном в нашем прокате по английскому варианту «Пещера золотой розы». 

Фильмы Леонида Нечаева были одними из любимейших во времена моего детства. Чего стоят только названия: «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», «Рыжий, честный, влюбленный». Все они невероятно добрые, позитивные и музыкальные. Песни из них тут же становились хитами, на слуху и сейчас, хотя сменилось несколько поколений. Режиссер каким-то особым чутьем угадывал шлягеры и будущих звезд, пусть и маленьких. С его легкой руки вся страна узнала Диму Иосифова и Яну Поплавскую. В свою картину «Не покидай…» он тоже пригласил дебютанта – непрофессионального актера с ангельской внешностью (если такое приемлемо по отношению к мужчине) Игоря Красавина. К сожалению, роль Патрика стала единственной в его карьере. Так тоже бывает. 

Сказка снята по одноименной пьесе Якова Полонского. Я ее читала уже после выхода фильма. И мне показалось, что экранизация намного сильнее первоисточника, что большая редкость. Леонид Нечаев сумел свести воедино великолепный актерский состав, сдобрить все прекрасными песнями Евгения Крылатова на стихи Леонида Дербенева, ускорить темп действия, и драматургия заиграла новыми красками. 

В некотором царстве живут не тужат, хотя и тихо ненавидят друг друга Король (Вячеслав Невинный), Королева (Лидия Федосеева-Шукшина), ее сестрица (Регина Разума) со своим мужем-канцлером (Альберт Филозов), который, в сущности, и правит страной. Есть еще вздорная принцесса Альбина, которую сыграла дочь Алисы Фрейндлих Варвара Владимирова, и влюбленный в нее воспитанник Королевы Патрик. И все бы шло по накатанному, если бы приглашенный в гости принц не прихватил с собой бродячих артистов. А среди их скарба нашлась голубая роза. Цветок необычный, стоит вдохнуть аромат, как моментально перестаешь врать. И что тут началось! Каких только мрачных тайн не поведали добропорядочные правители. 

За всей этой, в общем-то, простой историей столько подтекстов, что только в эпоху перестройки могли снять такой фильм. Чего только стоит фраза о канцлере: «Все-то у него под следствием, всё у него расследуется». Или о короле: «И всех штатских и военных тот король не уважал. Лишь детей, по малолетству не имевших документов, не казнил и не сажал». Ничего не напоминает? Ладно, о прошлом, некоторые фразы точно отражают и сегодняшние реалии: «И каждый день все радостней на сердце и в уме, и полностью довольные на площадь мы выходим». Добавьте сюда крылатое изречение Фаины Раневской из «Золушки»: «Ничего, я поссорюсь с соседями». И вот картина нашей действительности. Жаль, что многие разучились думать и улавливать эти самые подтексты. 

Сказка «Фантагиро» поставлена по мотивам ярмарочных кукольных представлений Средневековой Италии. Дочь короля Фантагиро с самого детства отличалась сильным характером и игре в куклы предпочитала стрельбу из рогатки и прочие мальчишеские шалости. А когда подросла, освоила и бои на мечах. Все это пригодилось во время войны с соседним королевством. Только вот незаадча – ее противник король Ромуальдо уж больно хорош собой, к тому же никак не напоминает злодея. К слову, Фантагиро тоже редкая красавица. Вроде бы банальная история, но не тут-то было. Став королевой, Фантагиро пришлось взвалить на себя заботу не только о подданных, но и обо всех членах семьи, включая сестер и племянников. А что Ромуальдо? Он, конечно, благородный рыцарь. Но с ним вечно что-то случается. Приходится Фантагиро еще и суженого спасать, проявляя чудеса хитрости и смелости. Сказка вполне феминистическая, пусть и средневековая. Недаром я когда-то упоминала о ней в материале о гендерном равенстве. По ходу у меня возникал вопрос: «А зачем вообще такой муж?». Думаю, многие мои подруги со мной согласятся. Да и женщины, знающие себе цену, не важно король он или простой служащий. Но если лежит на диване, ссылаясь на злые чары, то он в хозяйстве вещь бесполезная. 

Сыграла Фантагиро Алессандра Мартинес, в конце 80-х – начале 90-х актрису называли первой красавицей Италии. Журналисты восторженно писали, что она красотой затмевает саму Софи Лорен. Бывшая балерина дебютировала в кино в дуэте с Марчелло Мастроянни, затем прославилась ролью Фантагиро на всю Европу, ее узнавали уже в Америке. А потом и вовсе, как казалось, сорвала джек-пот – вышла замуж за легендарного французского режиссера Клода Лелуша («Мужчина и женщина»). Снималась во всех его лентах, включая «Отверженных» с Жан-Полем Бельмондо. Во Франции ей доверили сыграть королеву Анну Австрийскую. Но в 2009 году, к удивлению многих, она все бросила, закрутила роман с молодым актером и в 50 лет во второй раз стала мамой. Тоже поступок, хотя и не в духе Фантагиро. 

Юлия КОНКИНА