11 ноября все мировое сообщество празднует Всемирный день качества, который отмечается с 1989 года.

Цель Всемирного дня качества – в повышении значения высокого качества продукции и услуг, а также в активизации той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблеме качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.

Качество продукции, согласно классическому определению, отраженному в международных стандартах, представляет собой совокупность свойств продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Это определение опирается на технико-экономическую природу качества продукции, однако оно не полностью отражает поистине глобальное значение такой категории, как качество в современном мире.

Дело в том, что качество продукции, услуг – это и конкурентоспособность отдельного производителя и страны в целом, и сбережение ресурсов, и, соответственно, повышение эффективности производства, и безопасность продукции и услуг для человека и окружающей среды, и в конечном счете – качество жизни. Поэтому понятно, почему мировое сообщество уделяет проблеме качества такое неослабное внимание.

Для России, готовящейся к вступлению в ВТО, стратегически важно сделать все, чтобы ее экономика стала конкурентоспособной. Однако добиться этой цели невозможно без обеспечения достойного качества отечественной продукции, соответствующего требованиям мирового рынка, без организованного на современном уровне производства, без качественных услуг в области образования, здравоохранения, связи, бытового обслуживания населения.

В стране проводится большая работа по гармонизации норм российского законодательства с международными нормами и правилами в области таможенного и налогового законодательства, и в первую очередь в области технического регулирования, напрямую связанного с обеспечением качества, безопасности, конкурентоспособности продукции и услуг, повышением экспортных возможностей нашей страны.

Техническое регулирование и вопросы качества как основа повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках служат звеньями одной цепи.

Сегодня качество продукции является важнейшей составляющей ее конкурентоспособности, именно от качества продукции зависит само существование предприятий и организаций. Многие руководители понимают, что необходимо искать новые пути обеспечения качества с целью выпуска конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей всем требованиям заказчиков. И именно стандарты ИСО серии 9000, обобщившие опыт работы предприятий в условиях рынка, сертификация систем менеджмента качества позволяют обеспечить не только выживание, но и развитие предприятий путем повышения качества продукции и получения прибыли.

Мировой опыт показывает, что проведение конкурсов по качеству, присуждение национальных премий в области качества, постоянное внимание государственных структур к этой проблеме как нельзя лучше способствует достижению реальных экономических результатов.

Деятельность Росстандарта и его территориальных органов напрямую направлена на решение проблемы безопасности и качества товаров и услуг.

С 1970-х годов ФГУ “Тюменский ЦСМ” активно участвовал в процессах управления качеством (аттестовывал продукцию на знак качества, организовывал и разрабатывал территориальные системы управления качеством, создавал на предприятиях государственную приемку).

Сегодня основным направлением участия центра в обеспечении качества является оказание государственных услуг в сферах метрологии и стандартизации практически   на всех этапах жизненного цикла продукции.

Кроме этих направлений, роль ЦСМ в обеспечении качества заключается в участии в организации региональных и федеральных конкурсов в области качества, премии правительства в области качества для предприятий и организаций нашего региона.

Эти конкурсы призваны активировать производство товаров и услуг высокого качества. Такие товары и услуги должны быть не только безопасны для человека и окружающей среды, но и отвечать самым разнообразным запросам и ожиданиям потребителей. С каждым годом количество участников конкурсов увеличивается. Так, в 2010 году победителями конкурса “100 лучших товаров России” стали 82 вида продукции и 24 вида услуг, конкурса “Лучшие товары и услуги Тюменской области” – 104 вида продукции и 44 вида услуг.

Сегодня от умения управлять качеством производимой продукции зависят престиж предприятия и, по большому счету, благосостояние нашего региона и национальное богатство.

Решая проблемы качества, Россия выполнит свою важнейшую задачу – войти в мировое сообщество не в качестве сырьевого придатка, а гармонично развитой передовой страны с высоким техническим и социальным уровнем развития, соответствующим критериям ХХI века.

Поздравляю специалистов нашего региона, отдающих свой талант, знания, опыт делу качества с Всемирным днем качества.

Владимир ВАГИН, директор ФГУ “Тюменский ЦСМ”, заслуженный метролог РФ, академик РМА, к.т.н.